Мой страховой агент





Защитить от клиента. Нужно ли страховать IT-компанию

19.01.2016


Разработчики программного обеспечения - крупная целевая аудитория для страховых компаний во всем мире. Тем не менее, в Украине IT-компании покупают страховку редко. Почему сложилась такая ситуация?

Сначала разберемся, какие виды страховок доступны для IT-сегмента.

Первое, что приходит в голову, это страхование персонала.

У разработчика нет многомиллионных активов в форме недвижимости и товарных запасов. Их ключевая сила - в сотрудниках.

Не секрет, что украинские специалисты сферы компьютерных технологий востребованы на западном рынке. При этом в Европе считается, что украинские программисты - на уровне индийских, и это лестная репутация.

Кроме высокого профессионализма, у наших соотечественников есть еще одно преимущество: по менталитету они гораздо ближе к европейцам, поэтому европейским заказчикам намного комфортнее работать с украинцами.

Таким образом, основную ценность для компании составляют люди, которые в ней работают. Существуют два вида продукта, призванных защитить персонал: страхование медицинских расходов и страхование от несчастного случая - НС.

Медицинское страхование призвано возмещать затраты человека на лечение, начиная с ОРВИ и заканчивая операционным вмешательством, в то время как страховка от НС - это нечто вроде фиксированной компенсации при травме.

Чем раньше работники поправят здоровье и вернутся в офис, и чем комфортнее для них пройдет лечение, тем эффективнее будет работать компания в целом.

Вторая страховка, о которой отечественные IT-фирмы порой даже не осведомлены, - это страхование профессиональной ответственности.

Подобный полис защищает разработчика программного обеспечения от исков и претензий его клиентов в связи с некачественным продуктом или услугой.

К тому же ответственность IT-разработчика не всегда ограничена готовым продуктом. Она также может включать в себя наладку и настройку под системы заказчика, обучение, консультации и дальнейшую техническую поддержку.

Софт может использоваться в финансовых расчетах, и его сбой приведет к немедленному финансовому убытку. Либо же программное обеспечение может использоваться для работы аппаратного обеспечения, и его выход из строя может привести к прямому материальному ущербу.

До заключения договора страхования нужно проанализировать и выявить все нюансы возникновения возможных претензий со стороны заказчика.

Например, в случае оказания технической поддержки отказ в работе программы может не считаться ответственностью разработчика, если через час неприятность была устранена без последствий. Возможен обратный вариант: если вследствие десятиминутного простоя заказчик понесет многотысячные убытки.

Следует установить, чем был вызван сбой программы: недостаточным качеством продукта, ошибками в настройках, либо же это произошло в результате ошибки оператора. Какие из недочетов - вина разработчика, а какие - результат ошибки подрядчиков, и вообще - включены ли подрядчики в договор страхования.

Очевидно, что перечисленные нюансы превращают этот вид страхования в один из самых сложных. К тому же, в "классическом" страховании немало стандартных исключений связано именно с компьютерными технологиями.

Например, если не озаботиться изменением изначальных текстовок, то по договору страхования профессиональной ответственности у компании, предоставляющей услуги обработки данных, исключением может оказаться как раз ответственность за ошибки при обработке данных.

Подчас сложно понять, какие исключения необходимо удалить из договора, а какие не повлияют на уровень защиты. Дело усложняется еще и тем, что в Украине почти отсутствует предложение данного вида страховых услуг.

Порою адекватное предложение способны составить считанные СК, да и их нужно тщательно проверять на соответствие реальным потребностям клиента.

В Украине такое страхование обычно приобретается по требованию иностранных партнеров - в Европе наличие подобного полиса считается нормой.

Если отечественные заказчики ПО могут мириться с этой ситуацией, то для иностранных клиентов отсутствие такой страховой услуги может стать веским доводом "против" при принятии решения о работе с украинскими IT-компаниями.

Другие виды страхования не пользуются особой популярностью в IT-сфере. Подобные компании редко имеют значительные материальные активы. У них часто нет корпоративного транспорта, недвижимости или сверхдорогого оборудования, которое рекомендуется страховать от рисков пожара и затопления.

Хотя многие разработчики страхуют свои офисы и компьютеры, однако суммы таких страховок обычно незначительны. Случаются и исключения. Крупный дата-центр стоимостью 10 млн долл вполне заслуживает качественного полиса страхования имущества. Однако такие случаи можно пересчитать по пальцам.

Итого: как же понять, нужна вам какая-то страховка из перечисленных или нет?

Если у вас работает более десяти человек, вам знакомо понятие "социальный пакет", и вы готовы заплатить от 3,5 тыс грн за человека, то, скорее всего, вы созрели для договора добровольного медицинского страхования.

Если вы не знаете, что делать дальше, вам поможет квалифицированный брокер. Он разработает персональную программу страхования под выбранный бюджет.

Чтобы решить, нужно ли вам страховать оборудование, ответьте себе на вопрос: нанесет ли его утрата непоправимый и окончательный удар по вашему бизнесу? Если потеря имущества окажется потрясением, но не станет смертельным приговором для компании, то, скорее всего, и страховать его вам не нужно.

Со страхованием ответственности и того проще. Если у вас его не требуют, скорее всего, его у вас нет и не будет. Однако, участвуя в тендере для западного клиента, будьте готовы встретить требование подобной страховки.

Даже если вам кажется, что продукт не способен навредить заказчику, вы будете удивлены, когда узнаете, по каким незначительным поводам судятся в США или Канаде. Поэтому и цены на подобную страховку начинаются с 1,5-2 тыс долл.

Источник: Экономическая правда

Автор: Виталий Лебедовский