"Аудит страховых компаний необходим, чтобы выяснить, достаточно ли у отдельных компаний финансовой устойчивости справиться с принятыми на себя обязательствами. И нас будут интересовать именно те компании, которые демонстрируют "необычные" тенденции в своей работе", — рассказал президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Романишин.
Озаботившись финансовым состоянием некоторых страховщиков, активно демпинговавших в сегменте «автогражданки», а теперь находящихся под угрозой банкротства, МТСБУ еще в декабре прошлого года инициировало масштабный аудит.
Это подтолкнуло регулятора, Национальную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг, к тому, что следует заняться более серьезной ревизией не только виновников, демпинговавших по полисам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспорта (ОСАГО), но и других страховщиков. "Рынок находится в таком состоянии, что минимум треть компаний не имеет ни нормального капитала, ни сформированных резервов, даже наполовину необходимых для покрытия своих обязательств", — считает генеральный директор страховой компании «AXA Украина» Андрей Перетяжко.
Кроме того, у «Эксперта» есть информация, что часть страховых компаний подает в Нацкомфинуслуг отчетность, где все показатели соответствуют нормативам. В то же время в МТСБУ они предоставляют совершенно другие данные, к которым тоже не придерешься, хотя в реальности финансовое состояние таких страховщиков плачевно.
Правдивость аудиторских выводов по регулярным проверкам, которые проходят компании, зачастую очень условна. "Какого качества услуг можно ожидать от работы аудитора, который проводит проверку по цене тысяча-другая гривен?» — возмущается генеральный директор аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» Елена Макеева. Соответственно, дополнительный аудит должен выявить махинации.
Назад к истокам
Это не первая попытка регулятора провести аудит страховщиков. Осенью 2010 года с инициативой дополнительного аудита выступил тогдашний председатель Госфинуслуг Василий Волга.
Тогда «письма счастья» получили 60 страховых компаний, но на рынке поднялся большой шум, и проверки отменили.
В качестве весомого аргумента, почему их нельзя проверять, компании выдвинули отсутствие законных оснований для проведения внепланового аудита. А теперь Нацкомфинуслуг подстраховалась и разработала проект распоряжения "Об утверждении Порядка назначения дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора". По планам комиссии, документ утвердят в ближайшие дни. Уже весной он вступит в силу, предоставив широкие полномочия по аудиту страховых компаний.
Дело в том, что регулятор, согласно статье 37 Закона "О страховании", действительно имеет право на проведение раз в год внеплановой аудиторской проверки, однако что это за проверка, сказать сложно. К примеру, в законе не прописаны критерии, по которым будут отбирать аудитора.
Зато в проекте Порядка есть перечень причин, по которым может быть назначена проверка. Например, если отчетность страховой компании составлена с ошибками или страховщик получил предписание устранить выявленные нарушения, с помощью аудита комиссия намерена выяснить, как это предписание было выполнено.
Проверки затронут и тех, на кого жалуются страхователи. Так, если за год на страховщика поступило больше десяти жалоб, касающихся страховых выплат, к нему тоже вправе прийти ревизоры. Кроме того, проверки коснутся компаний, доля внутреннего перестрахования у которых превышает 50%, поскольку можно предположить, что страховщик с помощью схем оптимизирует денежные потоки.
Помимо этого, устанавливаются требования к аудиторам, допускаемым к проверкам. Это должен быть аудитор со стажем не менее трех лет, прошедший контроль качества услуг с подтверждением свидетельства Аудиторской палаты Украины (АПУ) и состоящий в профессиональных объединениях.
Назначая проверку, комиссия должна предоставить страховщику на выбор трех ревизоров. При этом аудиторы, аффилированные с компанией или ее должностными лицами, а также аудиторы, которые производят плановую проверку компании, как и те, кто подтвердил "лживую" отчетность или подал неправдивую информацию в Нацкомфинуслуг, проверять страховщиков не смогут.
Дорогой ценой
Некоторые нормы в обнародованном комиссией документе уже подверглись критике рынка. В первую очередь — объем жалоб, по которым будет назначаться аудит. "Десять жалоб в соотношении к количеству заявленных убытков для одного страховщика — это один процент, а для другого — 0,001 процента. Поэтому жалобы граждан не могут быть количественным критерием и основанием для назначения дополнительного аудита страховой компании", — утверждает директор юридического департамента страховой группы «PZU Украина» Василий Зубач.
Например, по итогам 2010 года в комиссию (данные по итогам 2011-го регулятор еще не обнародовал) на страховщиков поступило 2,2 тыс. жалоб. На рынке — более 400 компаний, и если бы на каждую из них пожаловалось десять человек, внеплановый аудит пришлось бы пройти 200 компаниям.
Кроме того, у страховщиков вызывают сомнения критерии, по которым будут отбирать аудиторов. Например, в 2010 году комиссия намеревалась назначать аудиторов принудительно. А сейчас по просьбе Украинской федерации страхования каждый страховщик будет вправе выбирать из трех аудиторов, предложенных комиссией.
"Однако кто гарантирует, что указанные компании — оптимальные для страховщика? Выбирая аудитора для собственных целей, мы проводим тендер, чтобы найти подрядчика, который предложит лучшее сочетание цены и качества. В данном случае такой возможности не будет», — подчеркивает Лилия Гарачковская, главный бухгалтер СК "Allianz Украина". При этом, как рассказала "Эксперту" председатель комитета по внешним связям Союза аудиторов Украины Татьяна Зацерковная, со страховщиками работают 60–70 аудиторов. Это не так уж и много, учитывая, что всего в нашей стране около 1400 аудиторских компаний и 800 аудиторов-физлиц.
Вызывает сомнение требование от аудитора иметь свидетельство Аудиторской палаты о прохождении контроля качества своих услуг. "По решению АПУ требование пройти контроль перенесено на 1 января 2013 года, вследствие чего возникнет такая ситуация, когда аудиторская компания попросту не сможет быть назначена аудитором", — объясняет Елена Макеева.
Не менее важна стоимость аудита, которая нормативными актами комиссии не урегулирована и, соответственно, не ограничена. "Если среднерыночная цена на такую услугу колеблется в пределах 15 тысяч гривен, то назначенные регулятором аудиторы зачастую увеличивали эту стоимость в три раза", — сообщил "Эксперту" один из участников страхового рынка. Например, при попытке Волги навязать страховщикам обязательные проверки, цена за аудит, выставленная компаниям в полученных ими «письмах счастья», достигала 50–100 тыс. гривен.
Во благо или во вред?
Несмотря на то что страховой рынок давно нуждается в тщательной чистке, очень важно, как будет реализована инициатива регулятора.
В первую очередь Нацкомфинуслуг должна следить за тем, чтобы выбранные ею аудиторы не завышали стоимость своих услуг или наоборот, не слишком демпинговали. Кроме того, должен быть четко оговорен контроль аудиторских проверок, а также санкции за их непрохождение либо непредоставление аудиторского вывода или отказ страховщика от ревизии.
К тому же, как справедливо отмечают страховщики, проверки может делать внутренняя инспекция регулятора, которая имеет основную массу информации по страховым компаниям. "Нацкомфинуслуг проводит проверку, анализ отчетности страховщиков по специальной системе тестов. На основе этой информации он может выявлять проблемы в СК и без дополнительного аудита", — считает Гарачковская.
Главным показателем результативности проверок станет их количество и общий объем примененных санкций. "Соответственно, возможность назначать дополнительные проверки и таким образом обнаруживать через аудитора нужную информацию попросту добавит новые коррупционные возможности", — отмечает председатель правления СК «Ритейл-Страхование» Андрей Лупырь.
Причем есть сомнения, что посредством аудита Нацкомфинуслуг намерена проверить готовность рынка к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), которые вводятся с 2012 года. Ведь занимающиеся классическим страхованием компании формируют свою отчетность по МСФО давно. Соответственно, для них аудит станет лишь способом "выжать" с них денег.
Если говорить о той части рынка, которая к реальному страхованию не имеет никакого отношения, а лишь "крутит" схемы, то проверки вряд ли приведут к глобальной чистке. "Аудит — это не тот инструмент, которым можно одним махом решить все проблемы на рынке", — подчеркивает Андрей Перетяжко.
Нацкомиссия обещает, что распоряжение об аудите не вступит в силу без учета замечаний участников рынка, но страховщики этому не верят. В последнее время, по словам компаний, на любое действие или запрос Нацкомфинуслуг отвечает стандартной отпиской, не объясняя, например, причин отказа в выдаче лицензии. Многие страховщики объясняют это тем, что после того как власти посадили за решетку Василия Волгу, регулятор обезглавлен. Отсутствие руководителя стопорит работу комиссии, а по многим из принятых решений позволяет чиновникам не предоставлять однозначного и оперативного ответа.
Автор: Павел Харламов
Источник: Expert.UA