На минувшей неделе ACE Group объявила об открытии представительства в Украине. Это не дает права осуществлять страховую деятельность напрямую, но дает возможность прощупать рынок перед выходом. Так поступает большинство зарубежных компаний, прежде чем окончательно определиться со стратегий на новой территории. Но для страхового рынка это первый пример. «Такая бизнес-модель выхода на локальный рынок пока не была апробирована зарубежными группами. Представительство никто из крупных страховщиков в Украине не открывал», - говорит первый вице-президент «АХА Страхование» Андрей Перетяжко.
Как сообщает "Инвестгазета", до сих пор ACE работала через посредников по так называемым договорам фронтирования (локальный страховщик выполняет административные функции, а удержание рисков ложится на международную группу). В фокусе компании — крупные клиенты. Мелкие риски, как, например, страхование персонала этих же корпораций, берут на себя национальные страховщики.
Страховая группа «PZU Украина» работает с ACE Group с 2008 года. «Это один из мировых лидеров в сфере страхования и перестрахования. И если они нашли для себя достаточно оснований для выхода на украинский рынок, то мы только рады», — комментирует Мачей Шишко, глава правления «PZU Украина». У «ИНГО Украина» в отдельных перестраховочных договорах по крупным корпоративным клиентам также представлены риски, перестрахование которых берет на себя ACE Group, подтверждает Игорь Гордиенко, председатель правления украинской СК.
Почему же мировая группа делает ставку на изменение модели работы? Украинский рынок страхования уже не растет докризисными темпами. 3-5% — максимум, что обещают эксперты в этом году, тогда как ранее прирост достигал 20%. Украинская федерация страхования прогнозирует по итогам 2011 года рост валовых премий классического страхового рынка (по рисковому страхованию) около 7%. Но в 2012 году он сократится более чем вдвое — до 3%.
Плюс ко всему высокие политические и экономические риски. Перед глазами учередителей ACE предостаточно неуспешных примеров иностранных финансовых групп, бизнес которых «не пошел» в Украине по разным причинам.
Голландская Fortis после кризиса 2008-го продала направление по страхованию жизни в Украине инвестфонду Horizon Capital. Незадолго до этого нидерландская группа ING, не успев открыть в Украине страховую компанию, сократила свое присутствие до корпоративного банка. Итальянская Generali не сработалась с миноритарным акционером и потеряла долю рынка. А направление по страхованию жизни немецкой Allianz и вовсе заморожено.
Их оптимизм
В ACE Group настроения другие. Выход на украинский рынок был запланирован уже давно. С 2005 года компания начала работать в шести новых странах. Украина — последняя. «Мы убеждены, что это как раз правильное время для нас по построению деятельности в этой стране. В прошлом году украинская экономика выросла примерно на 5%. Если сравнить это с 1,7% в США и 1,5% в Европе, то такая цифра выглядит вполне оптимистично, — отметил Джо Клабби, региональный президент ACE Continental Europe, в эксклюзивном интервью «Инвестазете». Хотя, по прогнозам, в этом году динамика роста будет ниже, ACE рассматривает Украину как связующий «хаб» между Западом и Востоком. «А это также будет способствовать росту рынка в долгосрочном периоде», — сказал Джо Клабби.
Новый офис будет подчиняться «АСЕ Россия» и сосредоточится на обслуживании иностранных клиентов, работающих в Украине. Компания также продолжит сотрудничать с местными страховщиками. Возглавит представительство опытный специалист Юрий Шустик, который до этого был исполнительным директором брокера «Aon Украина».
Перед Шустиком стоит задача изучить возможности полного присутствия ACE в Украине. Причем, как подчеркнули в группе, сфера интересов ограничивается рисковым страхованием и не включает страхование жизни. Если рынок подтвердит ожидания, акционеры могут открыть полноценную компанию.
Но возможен и другой сценарий. С 2014 года иностранные страховые компании смогут вести бизнес в нашей стране через филиалы. Это будет проще и дешевле — не нужно регистрировать страховую компанию. Двух лет достаточно, чтобы оценить конкурентов и потенциальных клиентов. «Доверенное лицо» группы в Украине даст инвестору объективную информацию о рынке и поможет наладить нужные связи. От этого и будет зависеть решение группы, открывать ли полноценный страховой бизнес.
Как считают эксперты рынка, в будущем иностранные страховые группы скорее всего предпочтут открывать именно филиалы, а не регистрировать СК или покупать лицензии. Покупка действующего бизнеса будет целесообразна только в том случае, если местный игрок будет обладать качественным портфелем рисков или широкой сетью.
Автор: Екатерина Щеглова