Мой страховой агент





Страховые готовы отстаивать в судах право не платить дополнительные взносы в фонд МТСБУ

02.07.2015


Страховая компания «Скайд» хочет через суд отменить «штрафы» Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) за низкие цены на полисы «автогражданки». Об этом «Капиталу» сообщил предправления компании «Скайд» Владимир Стецюк.

 

 

  

«На следующей неделе будем подавать иск в суд, если до тех пор не решим вопрос в досудебном порядке», — сказал он. Примеру «Скайда» в ближайшее время может последовать еще несколько компаний.


Дополнительные гарантии


Оспаривать «Скайд» планирует вопрос, связанный с расчетом дополнительного взноса в гарантийные фонды бюро, который зависит от тарифной политики страховщика. Дело в том, что с 1 мая продавцы «автогражданки» повысили цены на страховки ОСАГО на 25%. А для тех страховщиков, которые продолжают продавать полисы по старым ценам, МТСБУ ввело «штрафы» — дополнительные взносы в гарантийный фонд бюро. «Это было сделано для того, чтобы страховщики не демпинговали», — объяснил президент МТСБУ Юрий Гришан.


В результате таких мер в мае 14 продавцам «автогражданки» бюро начислило дополнительных взносов на сумму свыше 3 млн грн. «Нам, к примеру, пришлось внести в гарантийный фонд дополнительно 0,7 млн грн. Эти деньги могли бы пойти на выплаты потерпевшим, но вместо этого их заморозили в фонде бюро», — пожаловался Владимир Стецюк. Он несколько раз обращался в МТСБУ с просьбой пересмотреть требования по дополнительным взносам. Вчера президиум бюро в очередной раз рассмотрел его обращение, но решил оставить все, как есть.


«Я выступал против такого решения президиума, — говорит предправления „Украинской страховой группы“ Павел Нельга, — Потому что в мае было много праздников и некоторые компании технически не успели внести всю информацию о проданных полисах в центральную базу данных МТСБУ, что привело к необоснованным, по моему мнению, „штрафам“». Но в целом Павел Нельга поддерживает новые требования МТСБУ к тем страховщикам, чьи полисы стоят меньше, чем у остальных компаний. «Это сделано для того, чтобы компании платили меньше комиссионных агентам, а больше — выплат потерпевшим», — считает Павел Нельга. Сегодня при максимальном по закону размере комиссионных в 20%, реально страховщики платят агентам 40-50% от стоимости полиса «автогражданки».


«Увы, после введения „штрафов“ комиссионные по ОСАГО, в среднем, снизились не больше, чем на 5 процентных пункта. Поэтому такими мерами, на мой взгляд, эту проблему не решишь», — считает генеральный директор «Украинской охранно-страховой компании» Сергей Парфенюк. Его компании также насчитали дополнительные «штрафы». «Мы судиться с бюро не будем, но считаем, что некоторые моменты в новых требованиях МТСБУ нужно корректировать», — говорит Парфенюк. Например, его компании пришлось заплатить дополнительно только потому, что госпредприятия перечислили средства по заключенным еще вначале года договорам ОСАГО только в мае. «В этом же нет вины страховщика», — объясняет Сергей Парфенюк. Также с предложениями внести коррективы в тарифные требования МТСБУ обратились в президиум бюро компании «Доминанта» и «Брокбизнес». «Их предложения мы рассмотрим на комитете и вынесем на рассмотрение участников следующего заседания президиума бюро», — пообещал руководитель комитета по управлению рисками МТСБУ Максим Межебицкий.


Борьба против


Владимир Стецюк уверен, что этим компаниям также откажут. По его мнению, главная причина кроется не в желании МТСБУ очистить сегмент ОСАГО от демпинга, а в стремлении крупных игроков перераспределить этот рынок в свою пользу. «Большинство членов президиума — крупные компании с иностранным капиталом. Они специально создают такие условия, чтобы подвинуть с этого рынка небольших и средних участников», — считает Владимир Стецюк. В качестве примера он приводит тот факт, что после снижения его компанией размера комиссионного вознаграждения, сборы премий у «Скайда» упали, но у других страховщиков они повысились, так как те комиссионные не снижали. «И наши агенты перешли работать к ним», — констатирует Стецюк.


В президиум МТСБУ сегодня входят страховые компании «АХА Страхование», «PZU Украина», «Украинская страховая группа», «УНИКА», «Универсальная», СО «Ильичевское», СГ «ТАС». Еще два страховщика — «Глобус» и «АСКО-Донбасс Северный» являются кандидатами в президиум. Пять из семи членов президиума входят в топ-10 крупнейших продавцов «автогражданки».


«Президиум бюро борется не с крупными, средними или мелками игроками, а с мошенниками, которые работают с колес», — уверен предправления компании «Аско-Донбасс Северный» Евгений Матушевский. По его мнению, любой по размеру страховщик может внести дополнительные гарантийные средства в фонды бюро, если у него есть реальные резервы. А если денег в запасе нет, то такая компания рискует покинуть рынок «по-английски», не расплатившись с потерпевшими.


Изменения в закон


По мнению президента Лиги страховых организаций Украины Александра Филонюка, решать проблему выплат в сегменте «автогражданки» нужно на уровне законодательства. «Деньги надо не накапливать, а выплачивать. А то отчисления в гарантийные фонды бюро растут, но нет данных о росте выплат потерпевшим тех компаний, которые уже давно являются банкротами. Не решен вопрос выплат до начала длительной процедуры банкротства проблемного страховщика. Хотя об этом много говорилось. Все эти вопросы нуждаются в системном, а не половинчатом решении, поэтому нужно вносить изменения в закон об ОСАГО», — считает Александр Филонюк.


В этом его поддерживает и президиум МТСБУ. На вчерашнем заседании президиума страховщики утвердили свой вариант изменений в законодательство об «автогражданке». Этот проект закона об ОСАГО дирекция МТСБУ в течение недели направит в комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансовой и банковской деятельности с просьбой к депутатам внести его на рассмотрение парламента.


Автор: Татьяна Терехова
Источник: "Капитал"