Мой страховой агент





"Биржа" страховых рисков: как страховая компания превратилась в стартап

20.04.2015


В Украине появился электронный сервис "FlyRе", который в онлайн режиме позволяет компаниям передавать и принимать риски методом конкурсных торгов, сообщает портал "Дело".

 

 

 


Сегодня рынок страхования в мире оценивается в $4,9 трлн. При этом объем только сегмента перестрахования достигает 200 млрд. Из этой суммы 40-50 компаний собирают $130 млрд перестраховочных платежей, т.е. 80% всего рынка. Получается, что перестрахование занимает лишь 4% от всех платежей. В команде стартапа "FlyRe" считают, что потенциал этого рынка намного больше. Ведь большую часть рисков страховые компании (СК) не отдают на перестрахование из-за сложности и "энергозатратности" процедуры.

 

В чем проблема

 

Зачастую СК прибегают к перестрахованию, когда риск "специфический" и компании не хватает ликвидности, чтобы его покрыть, или же чтобы сбалансировать портфель. Поэтому даже большие компании заинтересованы в том, чтобы делить свои риски с рисками других СК. "Когда ты занимаешься развитием бизнеса, перестрахование для тебя выглядит как гигиеническая процедура, которую нужно делать периодически", — говорит основатель и СЕО сервиса "FlyRe" Павел Лозневой.

 

По его словам, страхование — не новый рынок, но почему-то до сих пор, когда компании необходимо перестраховать риски, это превращается в проблему. Дело в том, что система работает по сложному алгоритму. Чтобы перестраховать один риск, у компании может уйти до двух месяцев на переговоры и коммуникации, и даже в этом случае результат может быть отрицательным. Кроме этого, перестраховщики зачастую диктуют свои условия: предлагают неконкурентный тариф и могут в корне поменять договор сделки.

 

"Страховщик приходит к брокеру с определенными условиями страхования, и брокер начинает диктовать свои, даже если договор с клиентом уже заключен. Например, берут половину, а остальное девайте куда хотите, или ставят дополнительные ограничения и франшизы по рискам. Брокер понимает, что кроме него компания больше ни к кому не обращалась, и может ставить свои условия. А предлагать размещение сразу нескольким зачастую запрещено по требованию брокера. В результате многие компании, которые могут предоставить конкурентную услугу, просто о ней не знают. Рынок закрыт и функционирует по своей закулисной системе между "посвященными". В этом и проявляется несовершенство системы", — возмущается Павел. Выходит, что условия зависят не от страховщика и страхователя, которые изначально заключают договор и ведут переговорный процесс, а от перестраховщика, который берет его на перестрахование. Кроме этого, ситуацию усложняет долгий процесс коммуникации. Абсурдность этой процедуры в компании испытали на собственном опыте. "Нам необходимо было перестраховать риск в авиационной отрасли. Мы потратили на переговоры более двух месяцев и не получили результата. Пришлось решать вопрос своими силами, что вылилось в длительную и непростую череду переговоров", — вспоминает Павел Лозневой.

 

Когда в компании поняли, что эффективной системы перестрахования на рынке нет, задумались. "Мы живем в XXI веке, а вынуждены назначать каждый раз 20-30 личных встреч с представителями компаний-перестраховщиков, чтобы сделать одно перестрахование. Перестраховщики к этому привыкли, а СК — нет. Мы посмотрели, как легко решился вопрос на гостиничном рынке с появлением Booking.com, а E-tickets решил вопросы с покупкой авиационных билетов. Даже "Укрзализныця" научилась продавать свои билеты через сайт. Подобного решения на своем рынке мы не нашли и поняли, что можем организовать этот процесс с использованием онлайн инструментов", — говорит Наталья Сапитон, технический директор "FlyRe".

 

Технология может изменить рынок

 

Чтобы технически разработать платформу, понадобился год. На украинский рынок она вышла в ноябре 2013 года, а на международный — год спустя. Любая страховая компания или брокер может зарегистрироваться в системе бесплатно. Перестрахователь определяет перестраховщиков, для которых информация о его рисках может быть доступна. А перестраховщик может определить характер того риска, информацию о котором он хочет принимать.

 

Чтобы разместить риск в системе, понадобится несколько минут. Стоит только заполнить несколько полей, которые необходимы, чтобы корректно описать этот риск. "Чисто технологически система позволяет вообще не заполнять никаких полей. Если есть документы, можно их прикрепить и заполнить 2-3 поля, которые показывают, сколько ты хочешь передать на перестрахование, а сколько оставляешь себе", — объясняет Андрей Брицын, директор по развитию бизнеса "FlyRe" и добавляет: "Важный момент, что теперь именно страховщик предлагает изначальные условия передачи риска. Перестраховщики видят предложение и дают свои тарифы, при этом не видят других предложений". По его словам, оказываясь в конкурентной среде, перестраховщики начинают мыслить по-другому, быстрее реагируют и дают тариф, либо сразу отказываются от этого риска. "Благодаря такой быстрой коммуникации будет расти количество рисков, которые подлежат перестрахованию", — убежден Павел Лозневой.

 

К платформе уже подключились более 70 компаний. За год через платформу было перестраховано на $700 млн ответственности, а количество операций через систему выросло до нескольких сотен.

 

"Всего в Украине больше 400 страховых компаний, но реально действуют на рынке около сотни. Поэтому половина компаний уже являются пользователями системы. Такого же результата мы ожидаем и на других рынках", — говорит основатель проекта.

 

По его словам, у страховщиков вопросов о необходимости платформы не возникло. "Мы сами, будучи в позиции перестрахователя, создавали систему. То есть, для перестрахователей она понятна. Мы понимали, что решение нужно дать для тех, кто этот бизнес заливает "топливом", то есть деньгами, риском", — добавляет директор по по развитию бизнеса "FlyRe".

 

В среднем сегодня на платформе происходит несколько размещений в неделю. Основатели ожидают, что рынок в будущем может дать сотни, а если брать мировой — даже тысячи размещений в неделю.

 

Монетизация проекта

 

На данный момент регистрация в системе бесплатная, но в дальнейшем будет предусмотрена комиссия в размере 3% от полученных платежей. "Сегодня доля посредника в платеже составляет около 20%. Наш платеж будет в разы дешевле и взиматься только с перестраховщика. С того, кто получает прибыль", — говорит СЕО "FlyRe". И добавляет: "Мы хотим выйти на решение таких технологических задач, которые на сегодняшний момент просто не покрываются стандартной процедурой. К примеру, существуют технологии видеозвонков. Перестраховщик, как правило, принимает решение о том или ином риске, руководствуясь в первую очередь документами, которые ему предоставили: копии отчетов, в лучшем случае заверенные мокрой печатью. А если онлайн технология позволит перестраховщику вживую посмотреть на объект, который находится в десятках, сотнях и тысячах километрах от него, это даст более реальную картину происходящего", — строит планы СЕО стартапа.

 

В этом году основатели планируют запустить сервис в Европе, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Для этого компания рассчитывает привлечь $500 тыc. инвестиций и выйти на самоокупаемость к концу года.


Источник: "Дело"