Мой страховой агент





Украинские автостраховщики теряют клиентов

24.11.2014


Продавцы страховок каско за девять месяцев 2014 г. продали 232 тыс. полисов на 2,1 млрд грн, сообщает "Капитал".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемы премий сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,5 %, а количество проданных полисов каско — на 20 %. Такую статистику приводит Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ). Нацкомфинуслуг информацию о деятельности страховщиков за девять месяцев до сих пор не обнародовала. «В этом году рынок каско можно охарактеризовать падением страховых премий, ростом выплат и уменьшением доли рынка у нескольких крупных игроков, среди которых компании с российскими корнями, а также те, кто активно работал в Донецкой и Луганской областях», — отметил президент ЛСОУ Александр Залетов.


Донбасс не везет


У донецких компаний «Аска» и «Вусо» премии по каско снизились на 47 %, до 29,4 млн грн, и на 21 %, до 44,9 млн грн соответственно. Даже крупнейший страховщик на рынке каско с французскими корнями «АХА Страхование» собрал в январе-сентябре 337,4 млн грн премий, что на 10 % меньше аналогичного показателя прошлого года. «Мы были лидерами по розничному автострахованию в Донецкой области и в числе первых — в Луганской области и Крыму. — рассказывает вице-президент компании «АХА Страхование» Андрей Перетяжко. — Эти регионы занимали в нашем страховом портфеле 20 %. Такой бизнес в 2014-м ушел, поэтому произошло падение премий». Подтверждает его слова и гендиректор компании «Аска» Андрей Шукатко: «В нашем портфеле автострахования Донецкая область занимала 35 %, сегодня — почти ноль». По его словам, автотранспорт в зоне АТО сегодня не страхует никто и мало кто из жителей Донбасса покупает каско за пределами этой зоны. Правда, и сами страховщики отказываются продавать полисы каско на автомобили с «пропиской» в зоне АТО. Даже если водитель не проживает там.


Российский фактор


Заметно снизились продажи и у стру­ктур с российскими корнями. В частности, соответствующие показатели компании «Провидна» упали на 32 %, до 59,8 млн грн, «Альфа-Страхование» — на 18 %, до 57 млн грн, «Просто-Страхование» — на 12 %, до 54 млн грн, а «ИНГО Украина» — на 7 %, до 132,6 млн грн. «В данном случае главным фактором, повлиявшим на уменьшение премий, является политический», — уверен предправления «Украинской страховой группы» Павел Нельга. Но многие считают иначе.


«Вряд ли здесь большую роль сыграла политика, — говорит Перетяжко, — Рынок каско в этом году сузился из-за сокращения объемов продаж новых автомобилей ориентировочно на 50 % и двойного снижения автокредитования. Также в Украине серьезно упал уровень жизни населения». Это мнение разделяет и президент федерации страховых посредников Ибрагим Габидулин: «Стоимость каско привязана к цене авто в валюте. Поэтому автострахование в этом году подорожало. Если в 2013 г. за полис надо было отдать 10 тыс. грн, то в 2014 г. — уже 20 тыс. грн. Клиентов такой рост пугает».


Тарифы стали ниже


Чтобы выжить на рынке каско, страховщики начали снижать тарифы. «Сегодня, поторговавшись, водитель может купить за 4 % автостраховку, тариф по которой в прошлом году был не менее 6 %», — признает предправления, попросивший его не называть. В корпоративном автостраховании тарифы еще меньше — 2-3 % вместо 4-5 %. «Снижая тарифы, страховщики продают полисы каско с усеченным набором рисков, поэтому уровень защиты такими полисами тоже становится ниже», — предостерегает Залетов. Некоторые компании умудряются продавать по сниженным тарифам полное каско. «Не знаю, как они будут формировать резервы, ведь объективно и средний убыток по каско в этом году вырос вдвое за счет девальвации и удорожания запчастей», — отмечает Шукатко.


Аварийная обстановка


Многих страховщиков эта проблема уже не волнует — они покидают рынок каско. «Грядет большое перераспределение сегмента автострахования. Многие игроки до конца первого квартала покинут этот рынок», — прогнозирует Нельга. Некоторые компании, как например «Allianz Украина», свернут розничное автострахование, выполнив обязательства и оставшись на рынке корпоративного каско. Другие же могут уйти, не рассчитавшись с клиентами. Проблемы с выплатами испытывает, в частности, «Гарант-Авто». По итогам 2013-го эта компания входила в топ- 15 крупнейших автостраховщиков, собрав почти 76 млн грн премий. В прошлую пятницу из-за неплатежей «Гарант-Авто» уже исключили из членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. Расплатится ли компания по обязательствам каско — большой вопрос. «Рынок сократился как минимум на 40 %. Львиную долю поделят между собой пять-шесть компаний. — допускает Габидулин. — Им придется хорошо потрудиться, чтобы клиенты в 2015-м захотели купить каско».


Автор: Татьяна Павлюченко
Источник: "Капитал"