Очень хотелось бы, чтобы страховая компания в случае ущерба застрахованного авто выплатила вам возмещение в полном объеме и в срок. К сожалению, на практике так бывает не всегда. Как ускорить процесс выплаты? Какие действия страховщиков могут выплату затянуть, и как с этим бороться?
Естественно, самый простой и верный способ повлиять на скорость выплаты возмещения заранее – это застраховать свой автомобиль в надежной страховой компании (далее СК), так как урегулирование страховых случаев, по сути, начинается ещё при заключении договора страхования. И далеко не последнюю роль на данной стадии играет имя СК, с которой вы собираетесь заключать данный договор.
А что делать страхователю в ситуации, когда страховой партнер уже выбран и договор страхования заключён? И для него есть возможность повлиять на скорость процесса выплаты страхового возмещения.
Способ второй: изучить назубок договор в части наступления страхового случая
Простая и банальная вещь, на которую стоит обратить внимание в первую очередь – это знание договора страхования. Причём больше всего это знание необходимо непосредственно в момент наступления страхового случая.
- Нужно ли вызывать компетентные органы?
- Сколько даётся времени на звонок в колл-центр СК?
- Нужно ли дожидаться выезда аварийного комиссара на место происшествия?
- Нужно ли проходить тест на наличия алкоголя в организме водителя?
Не выполнение, либо несвоевременное выполнение любого из данных пунктов даёт возможность СК отказать в выплате. И даже если вы являетесь важным клиентом для СК, либо у вас есть личные знакомства в СК, либо имеется любая другая причина, по которой вам всё-таки заплатят – то от потери времени вы не денетесь никуда. Как минимум, ваше дело будет подписывать больше людей, чем в случае, если вы всё сделали правильно; как максимум – дело будет подписывать лично глава правления СК. На вопросе, как быстро подписывают дела люди такого ранга, останавливаться не буду.
Но даже если вы выполните всё обязанности, написанные в договоре страхования – это не гарантирует вам оперативной выплаты страхового возмещения.
Способ третий: достать справку из ГАИ самостоятельно
Документ, о котором пойдет речь ниже, действительно необходим для выплаты. В то же время, он является эффективным инструментом затягивания выплаты со стороны СК. Речь идёт о расширенной справке из ГАИ (Ф-2). Этот документ указывает предварительного виновника ДТП (окончательного виновника определяет исключительно суд), а также определяет, кто какой пункт ПДД нарушил и находился ли водитель в нетрезвом состоянии.
Ф-2 страховая компания может получить уже через два дня после происшествия, а может не получить и через 3 месяца. И главное, что к СК страхователь не может иметь никаких претензий, так как ответ не даёт ГАИ. Мол, СК «рада выплатить, но без Ф-2 – никак». На самом деле СК имеет возможность достать этот ответ из ГАИ на протяжении нескольких дней. Но если вы видите, что она в этом не заинтересована – просите копию запроса и езжайте в ГАИ самостоятельно. Вы получите этот документ на месте за 50–100 грн. А можете и ничего не потратить, если добьетесь компенсации от СК в размере 83 грн. (именно столько стоит этот документ официально).
Также вы можете воспользоваться соответствующим решением суда. При его наличии ф-2 не является обязательным документом. Однако и тут не стоит забывать, что гарантии получения решения суда (даже по самому простому делу) в течение 3-х месяцев вам никто не даст.
Способ четвертый: ускорить согласования счета от СТО
Следующий этап, на котором страхователь может потерять много времени, – это согласование счёта. Тут важно знать, по какому варианту расчёта застрахован ваш автомобиль. Если он застрахован по опции «выплата согласно расчёту СК (экспертизы, аудатекса)» – это означает, что СК самостоятельно определяет размер ущерба. Если вы не согласны с расчётом СК и не можете найти СТО, которая отремонтирует ваш автомобиль за деньги, которые она насчитала – просите контакты такой СТО у страховщиков. СК либо предоставит подходящую СТО, либо ей придётся сделать пересчёт в связи с отсутствием возможности проведения ремонтно-восстановительных работ.
Вторая возможная опция – это «СТО по согласованию». В случае если выбранная вами СТО предлагает определённую сумму денег за ремонт и эта сумма выше той, которую предлагает СТО страховщика, – попросите копию счёта из СТО страховщика и дайте возможность своей СТО проанализировать этот счёт. Либо ваша СТО «подвинется» к той сумме, которую предлагает СТО страховщика (в 90% случаев так и происходит), либо вам придется проводить ремонт своего автомобиля на СТО, которую предлагают страховщики.
И последняя опция – это выплата по «гарантийному СТО». Тут всё намного проще. СК может предложить вам СТО, которая не поддерживает гарантию на ваш автомобиль, но вы имеете полное право отказаться. Вы точно отремонтируете автомобиль на гарантийном СТО, правда, СК может предложить более низкие цены на такой же гарантийной СТО – в том случае, если несколько станций техобслуживания поддерживают гарантию на ваш автомобиль.
Резюмируя этап урегулирования под названием «согласование счёта», хочу обратить внимание, что СК обязана принять решение о выплате только после предоставления полного комплекта документов и согласования суммы возмещения.
Способ последний: в ожидании быть настойчивым, а не пассивным
Переходя к вопросу о сроке, на протяжении которого СК должна принять решение о выплате либо об отказе в выплате страхового возмещения, необходимо помнить, что он начинается после подачи всех документов, необходимых для принятия такого решения. Если договор предусматривает срок, равный 15-ти рабочим дням – этот «счётчик» в 15 дней включается после подачи последнего документа, а не с момента ДТП или момента обращения в СК с заявлением.
После того как вы представили все документы, и счёт согласован, пассивно ждать 15 дней выплаты также не стоит. Во-первых, деньги можно получить быстрее, если периодически «напоминать» страховщикам о себе. Один звонок в день с вопросом «что с моим делом?» и вежливая просьба поторопиться с выплатой – достаточно эффективны. Во-вторых, можно ждать выплаты и дольше прописанного в договоре срока. Это может произойти в том случае, если у вас нет документального подтверждения наличия в СК полного комплекта документов.
Чтобы ускорить выплату, вы можете сделать следующее:
- запросить копии всех документов, которые вы предоставляете, с входящим номером СК и датой получения данного документа;
- если у вас нет копий с входящими номерами – написать официальный запрос на СК с пробой уточнить, на какой стадии урегулирования находится ваше дело.
В течение 15-ти дней СК обязана дать вам ответ, в котором либо будет указано, что ваше дело укомплектовано и «передано на выплату», либо предоставит исчерпывающий список необходимых документов, которых не хватает для выплаты. Сохранив этот перечень, предоставьте СК перечисленные документы – в течение тех же 15-ти дней СК будет должна дать вам ответ.
Если у вас нет документального подтверждения наличия документов в СК, спорить с ними бесполезно. Особенно бесполезно спорить «в низах». Не тратьте своё время и нервы на споры с людьми, которые не принимают решений о выплате. Если вы уверены в своей правоте – спросите начальника. Чем выше по статусу человек, с которым вы будете общаться – тем больше шансов получить позитивный результат. Простые клерки – люди процедурные. У них правда только в договоре, правилах страхования, законе. Для руководства СК важна репутация его компании и лояльность клиентов.
Автор: Юрий Островский
Источник: Prostobank.ua