Мой страховой агент





Страховщики придумали новые виды страхования

18.11.2014


Страховщики теряют бизнес. Этот год страховому рынку принесет больше испытаний, чем кризисный 2009-й. По данным Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ), падение объемов продаж по сравнению с 2013 г. за девять месяцев может составить 35 %, а за год — 50 %. К примеру, в 2009 г. эти показатели были на уровне 18 % и 15 % соответственно, сообщает "Капитал".

 


Удивляться нечему: пять лет назад у страховщиков не пострадал бизнес на востоке страны и в Крыму. А это почти четверть всех сборов. «Донецкая и Луганская области в общем портфеле страхового рынка представляют около 18 %. Если добавить 3 %, которые приходятся на долю Крыма, то получается около 21 %», — отмечает первый вице-президент компании «АХА Страхование» Андрей Перетяжко. Но не только ситуация в Крыму и Донбассе, по его словам, стала причиной упадка страхового бизнеса. «Нужно не забывать о падении платежеспособности клиентов, снижении покупательского спроса — в первую очередь на новые автомобили, спаде кредитования, девальвации гривни. Все эти факторы способствовали уменьшению количества клиентов во всех направлениях рискового страхования», — признает Перетяжко.


Большие потери


В этом году больше всего сократятся платежи по имущественному страхованию и каско. «В текущем году значительно упали продажи автомобилей, это прямо влияет на объемы этого вида страхования. Объемы премий по имущественным рискам снизились на 15 %. А вот премии по ОСАГО могут вырасти на 5 %, по ДМС — на 15 %», — считает заместитель директора по продажам СК «Allianz Украина» Антон Каминский.


Страхование недвижимости как одно из направлений имущественной защиты тоже заметно просядет. «Если мы говорим о физических лицах, то основным донором этого направления является ипотечное кредитование. Поскольку ипотека мертва, ни о каком увеличении этого рынка не может идти речь», — говорит Перетяжко.


При этом падение классических видов страхования в объемах выглядит менее удручающим, чем в количестве заключенных договоров. Причиной тому является девальвация национальной валюты, которая, по словам партнера BritMark Андрея Косенкова, увеличила страховые платежи. «В Украине идет привязка к доллару, например, при определении стоимости авто, а это означает, что страховая сумма и платеж тоже увеличиваются при росте курса валюты», — пояснил Косенков.


По данным ЛСОУ за 2014 г. количество оформленных имущественных договоров страхования снизится на 40-50 %, каско — на 35-40 %, ОСАГО — на 10 %, ДМС и страхования от несчастных случаев — на 5-10 %.


«Сократится прежде всего колличество корпоративных клиентов. Они отказываются от добровольных видов страхования, страхуя зачастую только риски по обязательным видам страхования», — рассказывает заместитель председателя правления по продажам СК «Нова» Лина Кравченко.


Положительным моментом в этом эксперты называют сокращение схемных операций, которые осуществлялись при участии предприятий.


И от банков ушли


До кризиса 2008-го в портфелях многих страховых компаний продажи страховок через банки достигали 90 %. Кризис пятилетней давности эту цифру снизил до 40-60 %. А в 2014 г., по прогнозам Александра Залетова, показатель уменьшится еще на 70-80 % по сравнению с предыдущим годом. «Страховые компании в 2014 г. пересмотрят свою работу с банками», — прогнозирует директор компании «Доминанта» Алексей Румянцев.


Если ранее страховщики размещали в банках депозиты, чтобы получить там аккредитацию и доступ к страхованию заемщиков, то в этом году многие игроки депозиты из небольших и средних банков забрали, махнув рукой на перспективу заработка. «Размещать депозиты в банках, которые находятся на грани закрытия, банкротства, введения временной администрации — неприемлемо рискованная инвестиционная политика для страховой компании. Соответственно, мы отказываемся сотрудничать с частью банков, чего раньше не происходило, поскольку риск неплатежеспособности ранее был единичным, а сейчас он, как никогда, высок для очень широкого круга банков», — говорит Румянцев. Поэтому, по его словам, можно говорить о кардинальной трансформации взаимоотношений страховых компаний и банков. «Большинство страховщиков переведут свои ресурсы в крупные, наиболее стабильные банки, даже если придется пожертвовать страховыми платежами и инвестиционным доходом», — полагает собеседник издания.


По мнению Андрея Перетяжко, в следующем году страховщики снова начнут искать возможность строить бизнес с банками, так как последним нужно зарабатывать комиссию по некредитным операциям, а первым — искать возможности компенсировать падение платежей.


Баланс интересов


Теряя традиционные виды бизнеса, страховщики ищут им замену в других направлениях. Что касается добровольных видов страхования, то здесь универсальных рецептов нет, и каждый страховщик будет искать свой способ заработать, считает Румянцев.


К примеру, «Нова» начала кампанию по продвижению страхования самих банковских учреждений. «Мы предложили банкам новую услугу по страхованию специализированных устройств (контейнеров, кейсов) для хранения и транспортировки валютных ценностей (наличных), а также ценностей, находящихся в них и в инкассаторских сейфах оперативного автотранспорта», — делится Лина Кравченко.



В компании «Арсенал Страхование» рассказали о новых продуктах для защиты покупателей торговых сетей. Теперь бытовую технику эта компания страхует почти от всех рисков — противоправных действий третьих лиц, коротких замыканий, устаревшей электропроводки, прорыва систем водоснабжения и даже от удара молнии.


«Часть страховых компаний компенсируют потери каско и имущественного страхования личными видами, активизировав продажи ДМС, туристических страховок и от несчастного случая, некоторые наращивают долю ОСАГО, — отмечает Антон Каминский. — А некоторые «смирились» с отрицательной динамикой ввиду объективных причин и прежде всего пытаются закончить год с прибылью или минимальным убытком.


Хитрый ход


Кризис привел к росту рынка псевдостраховых услуг. В частности, в торговой сети «Эльдорадо» бытовую технику продают вместе со страхованием ответственности, и в чеке не указано, чья ответственность страхуется. Зато указана цена прибора и цена страховки, хотя реально покупатель оплачивает только стоимость техники. Кто платит за страховку — неясно. Эксперты считают это маркетинговым ходом или поддержкой сетью аффилированного страховщика. «Когда страхуется ответственность поставщика товара, то цена страховки включается в себестоимость товара. В чеке, видимо, указывается наличие страховки в маркетинговых целях», — предполагает Лина Кравченко.


В самом «Эльдорадо» сообщили, что это новый страховой продукт и его продажа не является ни акцией, ни поддержкой каких-либо компаний. Почему покупателей страхуют без их ведома и обсуждения условий страхования, в компании не объяснили. Хотя этого требует закон.


Еще один сомнительный вид страхования начали предлагать банки, пользуясь ажиотажным спросом на покупку валюты и желанием досрочно снять депозиты. «Сегодня был в трех отделениях банка. — пишет в Facebook Дмитрий Марунич. — В одном отделении мне сказали, что можно снять всего 500 грн, во втором — 5 тыс. грн, но для этого нужно купить страховку за 50 грн». По мнению большинства участников страхового рынка, такой «новый» бизнес ситуацию с платежами в компании существенно не улучшит, зато ее имиджу навредит. «Такие программы носят явно нерыночный характер. Принуждение к покупке полиса может только ухудшить имидж страховщика, который задействован в подобной программе», — считает Лина Кравченко.


Обязательно-ответственный


Законный и простой путь развития страхового бизнеса многие эксперты видят в новых обязательных видах страхования. Но если ранее за «обязаловку» ратовали сами страховщики, то теперь это направление пользуется спросом у представителей другого бизнеса. Например, туристического, строительного.


К примеру, к концу года в Украине может появиться обязательное страхование ответственности туроператоров — соответствующий проект постановления Кабмина готовят страховщики и игроки туристического рынка. «Первыми с такой инициативой выступили турагенты, их поддержали многие туроператоры и участники страхового рынка», — сообщил «Капиталу» председатель правления Ассоциации индустрии гостеприимства Александр Лиев. По его словам, инициировать обязательное страхование ответственности на рынке туризма вынудило банкротство ряда туристических компаний. Подготовленный проект предусматривает создание пула «туристических» страховщиков и гарантийного фонда в размере € 1 млн. Ответственность туроператора перед туристом планируют установить в размере до € 3 тыс., а тариф — 1 % от стоимости тура. Этот проект еще в работе. Многие эксперты считают, что подготовка обязательного страхования ответственности туроператоров в разгар кризиса смахивает на попытку туроператоров и страховщиков решить свои проблемы за счет туристов. Емкость этого нового вида страхования эксперты оценивают в сумму от 100 млн грн.


Аналогичная ситуация сложилась с обязательным страхованием ответственности застройщиков и организаторов различных мероприятий. И те и другие приглашают страховщиков обсудить условия партнерства, хотя ранее относились к страхованию своей ответственности без энтузиазма.


Не очень здоровый интерес к обязательному страхованию ответственности в Украине может сыграть на руку отечественным пассажирам. Министерство инфраструктуры подготовило и согласовывает проект закона о страховании ответственности перевозчиков. Похожий проект подготовила и ЛСОУ. Если закон будет принят, то платить за страхование вместо пассажиров будут перевозчики.


Автор: Татьяна Павлюченко
Источник: "Капитал"