С недавних пор украинские автомобилисты могут пользоваться новыми правилами, которые подразумевают заполнение европротокола для фиксации ДТП. Напомним, что 19 сентября вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ДТП и выплат страхового возмещения», который, как ожидалось, способен изменить к лучшему жизнь автомобилистов, страховщиков, гаишников. Но на практике, как оказалось, европротокол не работает из-за отсутствия элементарного спроса.
Конечно, водители видят для себя плюсы в использовании европротокола: основные из них – возможность покинуть место ДТП, освобождение от обязательного информирования и ожидания ГАИ, отсутствие административной ответственности виновной стороны за совершение ДТП. Однако, условия позволяющие водителям обойтись без вызова сотрудников Госавтоинспекции при наступлении ДТП, усложняют процесс внедрения европротокола на украинский рынок.
Так, Законом предусмотрено, что воспользоваться европротоколом можно, если:
- участниками ДТП являются только обеспеченные полисом ОСАГО транспортные средства;
- отсутствуют травмированные (погибшие) люди;
- водители этих транспортных средств пришли к соглашению согласно обстоятельств ДТП;
- у водителей отсутствуют признаки алкогольного, наркотического или иного рода опьянения, либо пребывания под воздействием лекарственных препаратов.
На первый взгляд, ничего сложного в выполнении этих требований нет. Полис автогражданки есть практически у каждого водителя, остаётся определить, есть ли пострадавшие, нет ли признаков действия алкоголя, наркотиков или других веществ у участников ДТП и прийти к соглашению, а также определить размер причинённого транспортному средству ущерба. А теперь представим, сколько водителей обладают навыками, чтоб определить, скажем, скрытые травмы, навыками нарколога для определения состояние участников и при этом могут на глаз определить размер ущерба и составить схему ДТП. Понятно, что большинство водителей такими навыками не обладают, а достоверность указанных данных может отразиться на получении страховой выплаты. К тому же, бланк европротокола придётся заполнять с первой попытки без ошибок. Также, не стоит забывать, что многие автовладельцы страхуют свои автомобили не только по ОСАГО, но ещё и по КАСКО. Наличие полиса КАСКО предусматривает обязательный вызов сотрудников Госавтоинспекции, и воспользоваться в таком случае европротоколом уже не получится.
Все вышеизложенные требования и сложность с их соблюдением лишь «тормозят» внедрение европротокола на украинский рынок. А страховая безграмотность украинских автолюбителей, отсутствие доверия к страховщикам и, в общем, отсутствие культуры страхования в нашей стране лишь усугубляют этот процесс. Отсюда, очень большая вероятность, что это нововведение не приживётся в Украине и согласно уже установленной традиции, останется лишь «на бумаге».
Автор: Ксения Гасенко
Источник: banker.ua