В любой жизненной ситуации, в любом бытовом вопросе важную роль играют стандарты. Допустим, для того, чтобы правильно засолить огурцы, хозяйки подбирают "стандартные" зеленые плоды средних размеров. Для того, чтобы починить смеситель в ванной мастер предпринимает "стандартный" набор действий: перекрывает воду, с помощью ключа удаляет старый клапан, меняет гайку...Спросите, к чему я веду? А к тому, что в такой массовой и вполне развитой у нас сфере оказания услуг, как страхование автомобилей (КАСКО), стандартов до сих пор не существует!
Сегодня у каждой из нескольких сотен страховых компаний Украины - свои правила страхования КАСКО, со своими оговорками, исключениями, нормами урегулирования событий и способами возмещения.
Не спорю: компании не скрывают свои правила и свои договоры КАСКО ни от клиентов, ни от регулятора. Но эти документы написаны зачастую так, что все "подводные камни" в них оказываются ловко припрятанными - сразу не разглядишь.
Например, у каждой компании - свой набор не только рисков, но и исключений. Одна компания выплачивает страховку, если водитель нарушил правила дорожного движеня, а другая – нет. Кто-то требует, чтобы инспекторов ГАИ вызывали на место небольших ДТП, а кто-то – не требует. И таких примеров - множество. Разве будет водитель без специального юридического образования вчитываться в нюансы договоров страхования полного КАСКО? Нет! Но и это еще полбеды. Самый "болезненный" вопрос для клиентов - это процедура урегулирования страховых событий. В частности, оценка ущерба и размера выплат.
В Украине до сих пор нет единого принципа расчета стоимости ремонта транспортных средств, в том числе тех, которые находятся на гарантии, или уже сняты с нее. В связи с этим страховые компании нередко отказываются оплачивать всю стоимость ремонта, выставленную фирменной СТО. В итоге, клиенту приходится либо самому доплачивать ценовой "люфт", либо ремонтировать авто где-нибудь в гараже у дяди Васи, либо судиться со страховой компанией по поводу занижения суммы выплаты. Кстати, КАСКО считают самым "скандальным" видом страхования в Украине, думаю, не только потому что это - самый массовый вид защиты, но еще и из-за отсутствия стандартов...
Поэтому я считаю, что пришла пора унифицировать правила страхования, тем самым отняв возможность у недобросовестных автостраховщиков оказывать некачественные услуги водителям, пользуясь их юридической безграмотностью. Нужно, чтобы в правилах КАСКО был какой-то общий для всех минимальный "набор":
- рисков;
- исключений;
- сроков выплат возмещения;
- документов для урегулирования страхового случая.
Плюс - единый размер франшизы, чего тоже сегодня нет. Где-то в пределах 0,5-2% от страховой суммы. Почему я так считаю? Потому, что нулевая франшиза в полисе автострахования приводит к массовым обращениям клиентов в страховые компании по совершенно незначительным поводам, отвлекая массу времени у тех и других. А 2% франшизы – это, как показывает практика, «моральный предел терпения» клиента. То есть, водителям не очень приятно платить самим за ремонт авто крупные суммы, если у них уже есть страховка.
Я думаю, что стандарты по полисам КАСКО нужны сегодня всем: с одной стороны - клиенты, зная свои права, смогут лучше ориентироваться в полисах и перестанут ждать подвоха от автостраховщика. С другой - при наличии стандартов страховщикам останется конкурировать между собой по КАСКО только ценой и сервисом. И, наконец, с третьей - исков к страховым компаниям поубавится, а значит, им не придется тратить время и силы своих сотрудников на судебные разбирательства. Выгода обоюдная и очевидная.
Только вот, к сожалению, очевидна она далеко не всем. Поэтому стандарты по КАСКО несколько раз пытались ввести, да так и не ввели...
Автор: Павел Литвин, генеральный директор СК «НАСТА»
Источник: blogs.korrespondent.net