Что предпринять клиенту, если заимодатель настаивает на страховании кредитного имущества или жизни? Несомненно, страховаться, потому что взять кредит без страховки станет невозможно. Однако, что можно придумать, ежели страховка грубо навязывается банком, который к тому же обязывает вас выбирать поставщика страховых услуг из одной-двух аккредитованных им компаний, которые предлагают далеко не самые привлекательные условия страхования?
Зачастую, каждое кредитное учреждение (банк, кредитный союз, лизинговая компания) имеет лимитированную численность аккредитованных страховых компаний, которые согласно договоров сотрудничества предлагают свои условия страхования при получение заемщиком кредитных средств. После кризиса, однако, численность страховщиков "при" банках существенно сократилось, а потому и выбор для клиентов - уменьшился.
Потому, когда при разговоре с банком о кредите, необходимо требовать полный перечень страховых компаний. Ежели условия страхования ни одной из страховых компаний не подходят вам, то кредитозаемщик обладает полным правом отказаться от предлагаемых услуг и избрать стороннего страховщика, т.к. отсутствует закон, который обязывает пользоваться услугами только ограниченного количества участников рынка.
Но реалии такие, что ни один банк не позволит клиенту выбирать стороннюю компанию. Почему так? Партнерство между страховой компанией и банком подразумевает определенные выгоды для кредитора (в таком случае страховщик обязан положить на депозит в данный банк определенную сумму денег, либо "откатить" банку некий процент от платежей страхователя по договору). Потому, партнерство с "своими" компаниями гораздо интереснее банку, нежели "свобода" выбора клиента.
Кроме того, бывают ситуации, когда банк, имея "свою" страховую компанию, пробует "впарить" клиенту именно услуги этой компании. При этом, как добровольно, этак и в наглую, устанавливая покупателю ультиматум. Ежели ситуация доходит до полнейшего беспредела со стороны банка, то можно неустрашимо жаловаться во все инстанции.
Сложившейся ситуацией очень обеспокоены ЛСОУ и Госфинуслуг, которые ведут активную борьбу с целью не допустить недобросовестной конкуренции на рынке, однако их работа пока больше похожа на популизм.
Но обращаться в данные инстанции просто необходимо. Более эффективна – жалоба в Госфинуслуг, которая создает списки заявлений страхователей и потом "нагибает" тех страховщиков, какие открыто ущемляют права покупателей. При этом санкции со стороны комиссии к страховщику могут быть самыми разными, вплоть до лишения лицензии. Так же, необходимо написать жалобу в Антимонопольный комитет, который призван "приглядывать" за соблюдением участниками рынка условий свободной конкуренции. Кстати будет уместным отметить, что АМКУ штрафовал ранее некоторые страховые компании.
Потому, ежели банк либо страховщик ведут себя в данной ситуации противозаконно и искренно нарушают ваши права в вопросе выбора компании, то необходимо отказываться от услуг таких компаний и писать жалобы в вышеупомянутые инстанции. И может быть каждая отдельная жалоба и не будет взята во внимание данными инстанциями, однако когда подобных жалоб накопится критический объем, то санкции не заставят себя долго ожидать.