Мой страховой агент





Тариэл Васадзе второй раз за последние восемь лет продал «Гарант-Авто»

24.03.2014


 Структура, близкая к совладельцу украинского City Commerce Bank Рэйнису Тумовсу, купила у владельца корпорации «УкрАВТО» Тариэла Васадзе контрольный пакет акций (почти 85 %) страховой компании «Гарант-Авто».

 

 

 

 

В «Гарант-Авто» эту информацию не комментируют. Неофициально источник в СК подтвердил, что сделка действительно завершилась 14 марта 2014 г. В тот же день компания сообщила о смене топ-менеджмента: вместо Натальи Шарвадзе руководителем «Гарант-Авто» назначен Сергей Балковой, ранее занимавший должность заместителя председателя правления.

 

Сумма сделки не разглашается, но по данным «Капитала», она составила чуть более $ 2 млн. Источник в компании, пожелавший сохранить анонимность, сказал, что основная причина продажи СК — якобы ухудшающееся финансовое состояние «Гарант-Авто». «Если оценивать последние данные Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, компания переживает не лучшие времена», — считает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. К примеру, по информации МТСБУ, в прошлом году у «Гарант-Авто» на 30 % выросло количество неурегулированных дел по «автогражданке» — компания выплатила всего 30 млн грн, хотя получила заявлений на 45 млн грн. Впрочем, на сайте «Гарант-Авто» иные данные: в прошлом году они увеличили страховые премии по сравнению с 2012 г. на 18 % — до 246,9 млн грн. Выплаты составили 105,4 млн грн, а нераспределенная прибыль — 110,7 млн грн.

 

По второму кругу

Васадзе продает контрольный пакет «Гарант-Авто» уже второй раз. Первый раз 50 % + 1 акция СК приобрела в 2006 г. австрийская Generali Vienna Group (входила в одну из крупнейших европейских страховых групп — итальянскую Assicurazioni Generali SpA) за $ 88 млн. Новые акционеры переименовали ее в «Дженерали Гарант» и сменили топ-менеджмент компании. Председателем правления стал чех Владислав Минар вместо создателя и бессменного руководителя страховщика Юрия Лахно. Однако новые собственники не учли особенность бизнеса «Гарант-Авто». До кризиса 2008 г. компания тесно сотрудничала с «УкрАВТО», принадлежащей Васадзе. Доля бизнеса корпорации в портфеле страховщика в 2007 г. составляла 20 %, а в 2008 г. — 34 %. В том же году Васадзе создал новую СК «Экспресс Страхование» и сделал ее неофициальным страховщиком корпорации. Потеря этой части бизнеса на фоне общего финансового кризиса привела к серьезному ухудшению финансовых показателей «Дженерали Гарант». Если в 2006 г. по объемам собранных премий компания занимала 4-е место, то в 2010 г. — уже 14-е. В начале 2011 г. Generali Group продала украинскую «дочку» опять-таки Тариэлу Васадзе. По слухам, сумма сделки тогда составила $ 10 млн.

 

«Зарубежным инвесторам досталась компания, структура которой была рыхлой, а бизнес — очень зависимым от корпорации прежнего владельца. Иностранцы не справились с покупкой, поэтому решили покинуть украинский рынок, пусть потеряв финансово, но сохранив имидж», — прокомментировал Черняховский. В 2011 г. Васадзе купил страховщика с большим дисконтом, рассчитывая улучшить показатели его работы и снова выгодно продать, указал источник в компании. «Но в этот раз его подвело окружение. Васадзе два года убеждали, что показатели компании улучшаются, пока не выяснилось, что все не так и сегодня компания требует около 100 млн грн вливаний. Тогда он решил избавиться от неприбыльного актива», — добавил собеседник. Согласно данным forinsurer, после вхождения нового акционера в СК у Лахно осталось 10,1 %, у кипрских компаний — 5 %. У Васадзе остался рисковый страховщик «Экспресс Страхование» и компания страхования жизни «Гарант-Лайф».

 

Решил порулить

На момент подготовки материала City Commerce Bank официально не прокомментировал приобретение «Гарант-Авто». Александр Антонов, бывший партнер по бизнесу Рэйниса Тумовса, сообщил, что ему не известны причины покупки. Эксперты финансового рынка разошлись во мнении относительно сделки. «Банку нужен аффилированный страховщик для работы с заемщиками. А «Гарант-Авто» — рыночная, сетевая компания. Почему бы ее не купить, пока продают недорого?» — предположил председатель правления СК «Княжа» Дмитрий Грицута. «Эта финструктура не кредитует покупку автомобилей в таких масштабах, чтобы дать бизнес компании, долгие годы специализирующейся на автостраховании. Поэтому бизнесовой логики в этой сделке не вижу, надо искать другие мотивы», — полагает зампредседателя одного из банков, попросивший не называть его имени. По его мнению, страховщика реально могли купить не за $ 2 млн, а всего за 1 грн. А в случае каких-либо проблем с ликвидностью банка объяснить это покупкой крупного страхового актива.

 

Эксперты едины во мнении: продажа «Гарант-Авто» банку — первая, но не последняя сделка подобного масштаба в этом году. «Возвращается тенденция 2008-2009 гг., когда крупные финансовые группы избавлялись от неприбыльных активов и переходили в кеш, чтобы переждать кризис, — пояснил Грицута. — Поэтому в ближайшее время могут быть проданы еще четыре-пять крупных страховых компаний, хотя предложений по продаже будет намного больше».


Автор: Татьяна Павлюченко

Источник: «Деловая газета «КАПИТАЛ»