Пришло время объединиться

Идея создания единого мегарегулятора финансового рынка в Украине уже лет пятнадцать активно обсуждается. Дальше разговоров мы не продвинулись хотя, по моему мнению, именно мегарегулятор сегодня способен вывести страховой рынок из полутени и сделать его полноправным партнером государства.

 

 


Спросите: почему? Давайте сначала разберемся, что такое мегарегулятор? Это - единый центр «управления полетами» всех финансовых учреждений страны. Сегодня таких центров у нас три – Национальный банк, Нацкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг и Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. У каждого из них свои задачи: банковский сектор подчиняется Нацбанку, небанковский – двум комиссиям. Самый крутой регулятор из них - Нацбанк. Он является субъектом права законодательной инициативы и вносит законопроекты в парламент. Чего не могут сделать самостоятельно комиссии.


НБУ тесно сотрудничает с Фондом гарантирования вкладов физлиц. А при комиссиях такие фонды пытаются создать с завидной периодичностью, но пока что безрезультатно.


Нацбанк, если нужно, дает деньги банкам путем рефинансирования. Комиссии же, как показал мировой финансовый кризис, могут помочь поднадзорным структурам (например, кредитным союзам или страховым компаниям) только добрым словом. Или недобрым, что сути не меняет.


У НБУ все разрешительные функции сведены к единым стандартам. Нацбанк давно упростил и стандартизировал процесс выдачи лицензий, разрешений и свидетельств банкам. Все это осуществляется в автоматическом режиме, чего не скажешь, к примеру, о Нацкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг. Здесь, чтобы получить разрешение, финансовой компании часто нужно пройти семь кругов ада. А потом вернуться и начать все заново только потому, что в украинской букве «і» при заполнении документов забыли поставить точку.


С Нацбанком считаются все: чиновники, политики, финансисты и рядовые граждане-вкладчики. Даже во время революции никто не решился препятствовать его работе, так как люди понимают: если остановить деятельность НБУ - привет всей госсистеме! Комиссиям работать, правда, тоже не препятствовали. Скорее всего, потому, что об их работе гражданам мало известно.


Ряд аргументов в пользу НБУ можно продолжить. Но и без этого очевидно: небанковским финансовым рынкам нужен более сильный, влиятельный и ответственный регулятор. Мегарегулятор под эгидой Нацбанка.


Мегарегулирование сегодня - одна из самых распространенных моделей организации надзора за финансовыми рынками. Такие регуляторы уже созданы в 56 странах мира. Например, в Норвегии мегарегулятор появился еще в 1986 году, в Канаде – в 1987 году, в Дании – в 1988, в Швеции – в 1991, в Великобритании – в 1997. В Японии, Корее, Австралии такие регуляторы были созданы в 1998 году, а в Германии – в 2002-м. При этом в 13 странах мира функции мегарегулятора осуществляют именно национальные центральные банки.


Создание мегарегулятора под эгидой НБУ в Украине:
• упростит процесс регулирования финансовых учреждений и надзора за ними;
• сэкономит бюджетные деньги на содержание раздутых госаппаратов комиссий;
• стандартизирует и формализует разрешительные процедуры (лицензирование, согласование правил, внесение данных в госреестр финучреждений пр.)
• интегрирует небанковские рынки в банковский, и даст первым (например, страховым компаниям) возможность участвовать в масштабных государственных социальных проектах, в которых задействована банковская система;
• во много раз увеличит ответственность небанковских структур и создаст действенную систему гарантирования их обязательств.


Мегарегулятор поможет страховому рынку избавиться от схем, повысит к нему доверие предприятий, что в свою очередь – поднимет статус этого рынка в структуре финансовых учреждений страны. Я считаю, что для положительных изменений на финансовом рынке Украины нужно создать единый и сильный центр регулирования. А что думаете вы?


Автор: Наталья Гудыма, Президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ)


Источник: Корреспондент.net