Понятия износа в обязательном страховании гражданско-правовой ответственности

altНе редки случаи, когда потерпевший, ожидая, от страховщика покрытие расходов на ремонт автомобиля после ДТП получает от него гораздо меньшую сумму, несмотря на предоставлении счета или проведены отчеты оценщиков. С целью узнать, почему полученный размер возмещения не соответствует  размеру восстановительного ремонта пострадавший обращается к страховщику, где ему объясняют, что из суммы возмещения страховая компания отняла размер износа. Ниже раскроем понятие и суть износа, когда и как он начисляется.

 

Что такое износ?

 

Вопрос износа регулируется Методикой товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, утвержденной Приказом МЮУ и ФГИУ от 24.11.2003 за N 142/5/2092 (далее Методика).

 

Согласно п.1.6. Методики физический износ это потеря стоимости автомобиля (его составляющих), что обусловлено частичной или полной потерей первоначальных технических и технологических качеств автомобиля (его составляющих) по сравнению со стоимостью нового подобного автомобиля (его составляющих).

 

Иными словами физический износ — это количественная мера физического старения имущества под влиянием внешних и внутренних факторов, полученная в процессе его эксплуатации и характеризует состояние как всего имущества в целом, так и его отдельных элементов. То есть в количественной мере износ означает то, насколько автомобиль, который был в эксплуатации потерял в цене по сравнению с новым автомобилем.

 

Забегая наперед, следует отметить, что вследствие несовершенного законодательного определения сути и оснований для начисления,  наличие износа для потерпевшего является крайнее отрицательным обстоятельством, что существенно уменьшает размер страховой выплаты, о чем будет сказано ниже.

 

Почему страховое возмещение выплачивается с учетом износа?


Вычет износа с размера восстановительного ремонта предусматривается статьей 29 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Именно эта норма регулирует процедуру возмещения ущерба при частичном повреждении автомобиля. Статья отмечает, что в связи с повреждением транспортного средства возмещаются расходы, связанные с восстановительным ремонтом с учетом износа, рассчитанного в порядке, установленном действующим законодательством. Именно руководствуясь этой нормой, страховщики имеют право от стоимости восстановительного ремонта отнимать износ, размер которого рассчитывается в соответствии с законодательством. Таким образом, страховщиком возмещается не стоимость восстановительного ремонта (без учета износа), а материальный ущерб (с учетом физического износа). Данный момент является очень важным для потерпевшего, поскольку напрямую влияет на размер возмещения (к сожалению, в сторону его уменьшения).

 

Когда начисляется износ?

 

Износ считается равным нулю для новых автомобилей и для автомобилей, срок эксплуатации которых не превышает пяти или семи лет (для легковых автомобилей производства стран СНГ и других стран производителей соответственно). То есть, если срок эксплуатации автомобиля превышает вышеприведенные значения — износ на автомобиль будет начисляться. Кроме того, износ будет начисляться и тогда, когда автомобилем пользуются меньше указанного времени, однако:

 

1) автомобиль эксплуатируется в интенсивном режиме (это тогда, когда фактический пробег минимум вдвое больше нормативного)

 

2) составные части кузова, кабины, рамы ремонтировались (в том числе проводилась замена составных) или на них есть следы коррозии либо повреждения в виде деформации;

 

3) автомобиль использовался как такси или эксплуатировался вне дорог общего пользования не менее 30% от общего пробега.

 

4) автомобиль использовался со специализированным назначением.

 

Внимание нужно обратить именно на второй пункт, поскольку, во-первых, он зачастую становится основанием для начисления износа, а во-вторых, не регулируется Методикой, что дает слишком широкий круг для разночтений и злоупотреблений со стороны страховщиков и их оценщиков. Согласно указанному пункту оценщик страховщика будет начислять износ в тех случаях, когда до наступления ДТП кузов (часть кузова) автомобиля восстанавливали ремонтом (меняли составляющие, красили, рихтовали и т.д.) или на кузове автомобиля имеется повреждение в виде коррозии или деформации, что не относится к заявленному ДТП. При этом за коррозию оценщики страховщика могут принимать почти любую царапину, а за деформацию любую вмятину, в том числе и от обычного каштана.

 

Еще один немаловажный момент заключается том, что не важно где именно на автомобиле присутствует коррозия или деформация (или, что именно ремонтировалось). Если виновник происшествия вызвал лобовое столкновение, а на крышке багажника была царапина — оценщик страховщика износ на автомобиль все равно начислит.

 

Как именно, и на, что именно начисляется износ


Износ рассчитывается по формуле: Е = 1-С/Цн

где

Е — размер износа

С — рыночная цена автомобиля который оценивается

Цн — цена аналогичного, но нового автомобиля.

 

Пример: автомобиль Chevrolet Lacetti 2008 года выпуска и с рыночной стоимостью в 75 000 гривен. Цена нового автомобиля составляет примерно 135 000 гривен. При таких данных износ автомобиля будет составлять 0,45, а именно 1-75000/135000.

 

На что именно начисляется износ?

 

Износ начисляется при определении материального ущерба, что рассчитывается по формуле:

В = Ср + С м + Сс х (1-Е) + ВТВ.

где

С р — стоимость ремонтно-восстановительных работ, гривен.

С м — стоимость необходимых для ремонта материалов, гривен;

С с — стоимость новых частей, подлежащих замене при ремонте, гривен;

УТС — величина утери товарной стоимости;


Таким образом, износ начисляется на стоимость новых частей, подлежащих замене при ремонте автомобиля.

 

Пример: стоимость ремонта поврежденного автомобиля на СТО составляет 25 000 гривен, среди которых 8000 гривен это стоимость работ, 1000 гривен это стоимость материалов, которые будут использоваться, 16000 это стоимость новых деталей, подлежащих замене. Таким образом, размер материального ущерба (именно то, что выплачивает страховщик) будет составлять 8000 + 1000 +16000 * на коэффициент износа.

 

Какие последствия применения износа?


Для пострадавшего в ДТП последствия исключительно отрицательные. Судите сами, при начислении износа страховщик почти во всех случаях платит не более 60% от стоимости новых деталей, так как коэффициент износа почти всегда больше 40%. Учтем вышеупомянутый пример. При стоимости ремонта в 25 000 гривен (стоимость новых деталей 16 000), страховщик выплатит 18600 (применяя коэффициент износа к новым деталям) гривен.

 

При этом следует помнить, что износ будет насчитываться при наличии коррозии, деформации или проведенного в прошлом ремонта даже тех запчастей и деталей, которые никакого отношения к заявленному ДТП не имеют. На выходе мы имеем, что из-за несовершенства в законодательстве, будучи пострадавшим в ДТП лицо не получает полное возмещение убытков, и не сможет отремонтировать поврежденный автомобиль.

 

Какие последствия применения износа для страховщиков, вопрос скорее риторический.

 

Источник: Страховой юрист