Мой страховой агент





Рынок страхования решил перестраховаться

07.11.2012


2012 год выдался непростым для рынка страхования в Украине. Это связано со многими факторами, как внешними, так и внутренними. Смена руководства и реорганизация регулятора – Национальной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) – повлекла за собой организационные изменения на рынке в целом.

 

 

 

 

Источник: kontrakty.ua

 

Начало года ознаменовалось некоторым оживлением: многие участники ожидали от нового руководства Нацкомфинуслуг проведения необходимых законодательных реформ. Уже к средине года стало понятно, что процесс реорганизации Нацкомфинуслуг затянулся и ожидать серьезных изменений на рынке пока не приходится. До настоящего момента Нацкомфинуслуг как государственный регулятор занимал достаточно пассивную позицию относительно проведения необходимых реформ. Это привело к тому, что страховой рынок на протяжении последних пяти лет переживает период стагнации и не показывает существенного роста.

 

Тенденции на рынке

 

Основной тенденцией этого года являлось снижение дохода страховых компаний. В связи с этим участники рынка были вынуждены пересмотреть стратегии развития, в том числе оптимизировать свои расходы, а во многих случаях – сократить перечень предлагаемых страховых продуктов. Так, многие страховые компании отказались от медицинского страхования ввиду его дороговизны и небольшой востребованности среди населения Украины.

 

Если говорить в целом, то рынок страхования в Украине, хоть и переживает не лучшие времена, однако остается привлекательным для иностранных инвесторов. Высокий потенциал рынка привлек в 2000-х годах крупных международных игроков – AXA Group, UNIQA (ранее – ЧАО «Кредо-Классик»), PZU Ukraina, Generali Garant, «Альфа страхование», «Allianz Україна», «AIG Украина». Сегодня основным барьером для принятия решения по инвестированию в Украину является отсутствие необходимых законодательных реформ в сфере страхования. Это сдерживает иностранных инвесторов и заставляет повременить с принятием решения о вхождении на украинский страховой рынок.

 

Из всех восточноевропейских стран Украина имеет наибольший потенциал роста на рынке страхования жизни. К примеру, к концу 2011 года застраховано всего лишь 1,6 млн человек (5% от общего урбанизированного населения, или 3,8% от общего количества населения). В большинстве случаев (21 из 25) страхователями выступали физические лица. Во многом это связано с практикой страхования кредитов, так как обязательным условием большинства кредитных договоров является наличие страховки. Это также свидетельствует о низкой заинтересованности у юридических лиц в страховании жизни своих сотрудников.

 

Характерным показателем рынка является его высокая концентрация. Около 60% застрахованных лиц являлись держателями страхового полиса одной страховой компании. Стоит отметить, что частота наступления страховых случаев в 2011 году составила 1 случай на 205 застрахованных лиц. При этом на одну гривну страховых выплат пришлось 18 гривен страховых премий. В целом можно говорить о серьезном потенциале рынка страхования жизни в Украине и о низкой конкуренции по сравнению с рынком non-life страхования.

 

Рынок non-life страхования в основном сформирован за счет имущественного страхования, доля которого составляет около 59%. В целом за 2011 год он вырос на 7%, при этом наблюдалась разнонаправленная динамика по сегментам, а именно: объем страховых премий в личном и обязательном страховании вырос на 45% и 15% соответственно, в то время как объем страховых премий в имущественном страховании снизился на 1%, что является показателем стагнации рынка в целом. Главным образом рынок non-life страхования в 2011 году рос засчет обязательных видов страхования. На одну гривну страховых выплат в среднем пришлось 3,5 гривны страховых премий. Однако за 6 месяцев 2012 года уровень страховых выплат в среднем составил 37%. В Польше, к примеру, как и в других странах Европейского Союза, данный показатель составляет около 70-80%. Это говорит о том, что фактически выплаты осуществляются лишь крупными страховыми компаниями, которые входят в ТОП-50. У многих компаний существуют проблемы со страховыми выплатами.

 

В ожидании реформ

 

Рост отечественного страхового рынка сдерживается из-за отсутствия развития специального законодательства Украины. Основные законодательные акты, регулирующие рынок страхования, не отвечают современным требованиям страхового рынка и во многом не соответствуют европейским стандартам. Например, жестко не регламентированы инструменты инвестирования страховых резервов. В отличие от Украины, страховые компании и пенсионные фонды за рубежом являются одними из крупнейших институциональных инвесторов. Отсутствие конкретных требований к формированию страховых резервов позволяет страховым компаниям инвестировать в так называемые «мусорные» акции и облигации предприятий, которые не имеют существенной рыночной стоимости и не котируются на биржевых площадках.

 

Кроме того, в законодательстве не описан порядок исключения страховых компаний из реестра финансовых учреждений. Это приводит к тому, что на рынке работают компании с нарушениями законодательства о страховании, которые продолжают числиться в реестре финансовых учреждений. Деятельность таких компаний бросает тень на страхование как таковое. К сожалению, сегодня большая часть украинцев рассматривает страхование как обязательный сбор или налог, а не как инструмент для управления собственными рисками или рисками своего бизнеса.

 

Недоверие к страхованию в Украине сохраняется и из-за отсутствия на законодательном уровне института гарантирования страховых выплат на случай банкротства страховой компании. В отличие от фонда гарантирования вкладов в банковском секторе, аналога в страховании пока нет. Резервные страховые фонды, которые должны создаваться для покрытия возможных выплат, в основном инвестированы в низколиквидные активы.

 

Одной из основных проблем, препятствующих развитию страхового рынка Украины, является отсутствие требования к лицензированию страховых агентов. В большинстве европейских стран страховые агенты обязаны пройти обучение и получить соответствующую лицензию. При этом лицензия выдается агенту для работы по отдельному соглашению с конкретной страховой компанией. Это значит, что агент, получивший такую лицензию, не имеет права работать с другими страховыми компаниями. Более того, страховая компания, заключившая соглашение о сотрудничестве с агентом, несет ответственность за его действия, тем самым обеспечивая прозрачность деятельности страховых агентов на рынке. В Украине агенты зачастую нарушают условия договоров о сотрудничестве и работают сразу с несколькими страховыми компаниями. В борьбе за рынок сбыта страховых продуктов компании вынуждены увеличивать размер комиссии страховых агентов, что приводит к увеличению административных затрат страховых компаний и соответственно снижению их доходов. Если раньше средняя комиссия агента составляла от 15% до 20% от размера страховой премии, то сегодня, из-за отсутствия лицензирования, компании, чтобы удержать агента, вынуждены увеличивать размер комиссии до 40-50%. Для сравнения: в Европе средний размер комиссии страховому агенту составляет 12%, а в случае пролонгации договора с ним – около 6%.

 

В целом можно говорить о том, что возможности страхования мало используются населением. Основная причина – рынок страхования остается для населения непрозрачным и малопонятным. В настоящее время в Украине действуют три независимых объединения страховых компаний, но ни одно из них не имеет статуса саморегулируемой организации. При этом данные объединения, как правило, не имеют единого подхода к решению существующих на рынке проблем, а в некоторых вопросах занимают кардинально противоположные позиции. Как следствие – отсутствует единая стратегия развития отечественного страхового рынка и единая организация, представляющая и защищающая интересы участников рынка. Рынок страхования замер в ожидании реформ. Давно назрел ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения, в том числе при активном участии регулятора.

 

Изменения на рынке


В 2012 году Нацкомфинуслуг предприняла несколько законодательных инициатив, которые могли повлечь позитивные изменения на рынке. В частности на законодательном уровне планируется увеличить минимальную сумму, необходимую для обязательной регистрации договора перестрахования, с 150 тыс. грн до 1 млн грн /проект распоряжения «О внесении изменений к Порядку регистрации договоров перестрахования»/. Ранее все договоры перестрахования, превышающие 150 тыс. грн, должны были регистрироваться Нацкомфинуслуг. Учитывая большую загрузку регулятора, возможность быстрой обработки заявок на регистрацию была ограничена. Это приводило к тому, что страховые компании не могли купить валюту, а также перечислить денежные средства перестраховщику до момента регистрации договора.

 

Изменения произошли также в сфере агрострахования. По данным Международной финансовой корпорации (IFC), в Украине застраховано только 5% сельскохозяйственных культур, в то время как в США этот показатель достигает 70%, в Канаде – 55%, Испании 80%. Это свидетельствует о том, что Украина до сих пор не уделяла должного внимания поддержке сельскохозяйственного страхования. Агрострахование является специфическим и рискованным видом страхования, который требует наличия специальных знаний в сфере сельского хозяйства, специальной базы данных погодных условий, а также разработанных методик оценки рисков. Более того, агрострахование – недешевый продукт для сельхозпроизводителей, и его развитие должно сопровождаться необходимой государственной поддержкой. Поэтому сегодня в разработке Нацкомфинпослуг находится ряд проектов нормативно-правовых актов по страхованию сельскохозяйственной продукции при государственной поддержке.

 

С 1 июля 2012 года вступил в силу Закон Украины №4391-VI «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Закон предусматривает возможность аграриев получить компенсацию части уплаченных страховых премий от государства, устанавливает требования к страховым компаниям, которые планируют предоставлять услуги по агрострахованию и входят в Аграрный страховой пул. Создание объединения на рынке агрострахования позволит диверсифицировать риски между страховыми компаниями, входящими в пул. На сегодняшний день только несколько страховых компаний получили лицензию на оказание услуг по агрострахованию в рамках государственной поддержки. Недоверие у участников рынка вызывает то, что компании, получившие лицензию, преимущественно небольшие и малоизвестные на рынке. Правила создания Аграрного страхового пула предусматривают распределение рисков между его участниками. Учитывая этот факт, многие крупные компании опасаются брать на себя риски осуществления выплат по обязательствам недобросовестных конкурентов. Данную проблему можно было бы решить путем установления прозрачных требований к компаниям, желающим предоставлять услуги агрострахования. Это позволит очистить рынок от мелких недобросовестных игроков.

 

Несмотря на то, что агросектор Украины нуждался в таких изменениях, принятый закон не в полной мере отвечает потребностям рынка. Так, он не определяет фиксированного размера компенсаций страховых взносов, эту величину устанавливает Кабинет Министров Украины. Следовательно, данная величина может варьироваться намного чаще, нежели в случае, если бы она была установлена на законодательном уровне.

 

Несмотря на внедрение упомянутых выше законодательных инициатив, страховой рынок нуждается в более глубоком и комплексном реформировании. Отсутствие прозрачного и современного законодательства является серьезной преградой для развития отечественного рынка страхования и входа на рынок иностранных игроков. В целом отечественный рынок страхования имеет высокий потенциал для развития. Однако в этом процессе ключевую позицию должен занять Нацкомфинслуг. Именно государственный регулятор должен стать инициатором пересмотра и изменения законодательства, регулирующего деятельность страховых компаний, а также осуществлять активную деятельность по контролю над соблюдением требований законодательства в сфере страхования и защите прав потребителей страховых услуг.

 

Сегодня регулятор должен действовать по принципу sine qua non, то есть создать такие законодательные условия, при которых можно быстро исключать с рынка игроков, которые действуют с нарушениями страхового законодательства и обманывают украинских граждан и бизнес. Только в этом случае можно изменить негативное отношение к страхованию у потребителей и повысить значимость института страхования в целом.