Министерство инфраструктуры планирует повысить лимит ответственности СК по обязательному личному страхованию пассажиров на транспорте с 6 тыс. до 24 тыс. необлагаемых налогом минимумов, то есть с 102 тыс. грн до 408 тыс. грн. Об этом говорится в проекте постановления Кабмина, подготовленного упомянутым ведомством.
Выплаты увеличатся
Данный документ касается страховок в отношении граждан, путешествующих железнодорожным, морским, внутренним водным, автомобильным или электротранспортом (за исключением внутреннего городского). Согласно упомянутому проекту постановления, 408 тыс. грн будет выплачиваться в случае гибели застрахованного. Если путешествующий каким-либо из названных видов транспорта будет травмирован и получит инвалидность I группы, то ему должны будут выплатить 90% страховой суммы, то есть 367,2 тыс. грн. При инвалидности II группы выплаты составят 75% лимита ответственности (306 тыс. грн), а при III-й — 50% лимита (204 тыс. грн). В случае если человек получит травму и временно утратит трудоспособность, то ему полагается по 0,2% страховой суммы (то есть по 816 грн) за каждый больничный день. Правда, максимальная сумма выплаты за временную нетрудоспособность не сможет превысить 50% страхового лимита, то есть 204 тыс. грн.
Предполагается, что стоимость самой страховки для пассажиров останется прежней. Хотя, по мнению главного специалиста департамента методологии страхования и андеррайтинга НАСК «Оранта» Валерии Эльбрехт, платежи по данному виду страхования все-таки могут вырасти. «Страховой платеж зависит не от лимита ответственности, а от стоимости билета и составляет 1,5–3% его цены», — заметила она.
Пассажиры не подозревают
У страховщиков нет единого мнения относительно того, стоит ли повышать существующие лимиты ответственности или нет. «Смысл данного вида страхования в том, чтобы потерпевший или его родственники получили значимую финансовую помощь, если произошел несчастный случай. Речь может идти как о компенсации расходов на лечение, так и о поддержке семьи застрахованного в самом худшем случае. Если страховая сумма увеличится, размер выплат будет более адекватным и ощутимым», — рассуждает начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко.
В том, что нынешнего лимита вполне достаточно для компенсации убытков пострадавших, уверен глава правления СГ «PZU Украина» Мачей Шишко. Непонятно, зачем вводить новшества там, где выплаты и так минимальны. По информации Лиги страховых организаций (ЛСО), из 150 млн грн страховых сборов, которые ежегодно поступают от пассажиров, СК выплачивают в виде компенсаций лишь 1–2 млн грн, то есть менее 2%. Дело в том, что многие пассажиры даже не подозревают о том, что застрахованы, поэтому не обращаются в СК за компенсациями при наступлении страхового случая. К тому же сами страховщики нередко отказывают в выплатах. «Чаще всего причинами отказов является невыполнение требований договора, несвоевременное уведомление о страховом случае, отсутствие необходимых подтверждающих документов (билета, полиса)», — говорит Валерия Эльбрехт.
Не очень-то верится, что после повышения лимитов ответственности страховщиков пострадавшие во время поездки на транспорте будут чаще обращаться за возмещением. Ведь пассажиры не станут более осведомленными в этом вопросе. Хотя в ЛСО считают, что выплаты по данному виду страхования возрастут примерно до 15%. Дескать, если люди узнают, что сумма выплаты существенно увеличится, то у них повысится мотивация обращаться в СК, если с ними произойдет несчастный случай на транспорте.
Дополнительный заработок
Страховщики уверены, что Украина должна со временем принять закон об обязательном страховании перевозчиков. «Во многих странах мира существует практика обязательного страхования перевозчика, а не пассажиров. У нас это пока распространяется только на авиационный транспорт. Между тем многие постсоветские республики (Беларусь, Молдова, Россия, Казахстан) уже приняли законы об обязательном страховании перевозчиков. Украина до сих пор придерживается советских норм, при которых за страховку платят сами пассажиры», — рассказывает заместитель генерального директора Лиги страховых организаций Александр Залетов.
Существующая система лишена какой-либо логики, поскольку страховую компанию выбирает перевозчик, а за страховку платят пассажиры. «Украина должна перейти от страхования пассажиров к страхованию перевозчиков. Для этого нужно поменять законодательство», — считает Александр Залетов. По его мнению, одним из основных условий выдачи лицензии тому или иному перевозчику должно стать именно наличие у него страхового полиса. Перевозчики обязаны страховать свою ответственность за пассажиров. Причем цена страхового полиса должна зависеть от состояния транспортного средства: чем это состояние хуже, тем выше цена страховки.
Впрочем, поменять законодательство в ближайшее время вряд ли удастся. «Страхование на транспорте — это тот вид, в котором работает всего несколько компаний, и он по-прежнему остается непрозрачным», — сетует Мачей Шишко. Интересно, что перевозчики сегодня зарабатывают на данном виде страхования больше, чем страховщики. «Из 150 млн грн страховых сборов, ежегодно поступающих от пассажиров, СК отдают перевозчикам до 80–90% в качестве «комиссионного вознаграждения». От такого заработка крупные перевозчики (железная дорога и автомобильные компании) не хотят отказываться», — заметил Александр Залетов.
Источник: Контракты.UA