Сыграть по-крупному: почему рынку автогражданки грозит укрупнение

altМоторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) сможет запрашивать информацию об активах своих членов на любую дату, отличную от первого и последнего дней квартала.

 

Такое право ему дают последние изменения в Порядок мониторинга и оценки финансового состояния страховщиков — членов МТСБУ, которые были приняты на общем собрании членов бюро 7 сентября.

Лучше поздно, чем никогда

Отныне при оценке деятельности СК учитывается количество урегулированных дел в срок до 120 дней от даты ДТП до последней выплаты (ранее этот срок составлял 150 дней). Для расчетов стоимости активов не принимаются во внимание средства в проблемных банках (с временной администрацией или находящихся в процессе ликвидации). МТСБУ также имеет право один раз в год запрашивать у страховщиков подтверждение стоимости имеющейся у них недвижимости, а также справку об отсутствии обременений этого имущества.

Страховщики в целом приветствуют нововведения. Ведь пока что на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) хватает компаний-однодневок с «дутыми» активами, которые продают полисы по заниженным ценам. И все попытки Госфинуслуг и Моторного бюро избавиться от таких СК обычно не приводят к успеху. «За последнее время сразу несколько страховщиков лишились права продавать автогражданку из-за многочисленных нарушений и потери платежеспособности. Но уже спустя некоторое время подали ходатайства о возобновлении лицензии», — заметил глава правления СГ «PZU Украина» Мачей Шишко. Но, по его мнению, последние нововведения говорят о том, что рынок движется к законам цивилизованного бизнеса. «Страховые компании, которые серьезно работают на рынке, всегда покрывают технические резервы активами соответствующих категорий, поэтому без особых проблем смогут предоставлять информацию относительно собственной платежеспособности», — рассказал Мачей Шишко.

По мнению страховщиков, упомянутая норма должна была быть принята гораздо раньше. «Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вступил в силу еще в 2005 году, а МТСБУ вообще существует 15 лет. Так что непонятно, почему так долго шли к принятию таких важных инструментов регулирования рынка», — недоумевает заместитель гендиректора Лиги страховых организаций (ЛСО) Александр Залетов.

Убытки не под силу

Нововведения, скорее всего, приведут к тому, что на рынке автогражданки останутся только крупные страховщики. Мелкие и средние компании просто будут выдавлены из этого сегмента. С одной стороны, их будет теребить регулятор, а с другой — вытеснять рынок. «Автогражданкой может заниматься далеко не каждая компания. Если у СК небольшие объемы продаж, то заниматься ОСАГО ей нецелесообразно и экономически неэффективно. Это тот вид страхования, который стремится к консолидации. По оценкам ЛСО, сейчас на долю первой десятки страховщиков приходится 60% рынка ОСАГО», — говорит Александр Залетов. Мелким компаниям невыгодно заниматься этим видом страхования, поскольку затраты на урегулирование автогражданки больше, чем на урегулирование КАСКО. Ведь средний размер выплаты как по полисам ОСАГО, так и по КАСКО составляет сейчас примерно 10 тыс. грн. При этом полис автогражданки стоит в среднем 800 грн, а КАСКО — 7–10 тыс. грн. То есть как ни крути, а ОСАГО — довольно убыточный вид страхования, который могут себе позволить только большие финансово устойчивые СК.

Сами страховщики не исключают того, что когда начнется зачистка рынка, то вслед за мелкими обанкротившимися компаниями могут уйти и некоторые большие СК, не желающие платить по чужим обязательствам. Несколько лет назад в соседних Польше и России наблюдалась подобная картина. Ведь существует солидарная ответственность между страховщиками. В случае если одна СК обанкротится, то фонды Моторного бюро выплачивают по ее обязательствам — из отчислений работающих страховщиков.

Кто выиграет от зачисток

Ряд страховщиков считают, что МТСБУ не должен ограничиваться только запросом информации об активах своих членов. По мнению гендиректора СК «QBE Украина» Олега Сосновского, очистить рынок от компаний с дутыми активами можно, прибегнув к двум вещам. «Во-первых, ввести эффективный контроль качества и количества резервов отдельных компаний со стороны регулирующих органов. Минимальный размер резервов может, к примеру, составлять 50% от премий действующих полисов. При этом регуляторы должны контролировать объем резервов на счетах на каждую определенную дату. Если какие-то компании нарушат эти нормативы, то их следует лишать лицензий. Во-вторых, мощным инструментом урегулирования рынка и формирования прозрачных условий может стать создание единой базы данных страховых полисов», — уверен Олег Сосновский.

В результате зачистки на рынке автогражданки может остаться 20–30 компаний. Правда, вряд ли можно сказать, что водители от этого очень выиграют. Прежде всего выбор компаний станет гораздо меньшим. И к тому же не придется рассчитывать на дешевый полис. Ведь чего греха таить, многие водители при покупке полиса ОСАГО руководствуются не столько репутацией СК, сколько ценой этого самого полиса. То есть покупают ту страховку, которая подешевле: дескать, в случае ДТП все равно возмещение получит (или не получит) пострадавшая сторона. Для крупных игроков в такой ситуации тоже есть определенные риски. «С одной стороны, эти компании получат большую долю рынка, но с другой — с вытеснением мелких и средних компаний увеличится нагрузка на крупные СК, которым будет финансово дороже конкурировать. Ведь тогда затраты на ведение бизнеса у них будут выше», — предупреждает Александр Залетов.

Автор: Инна Алексеенко

Источник: Контракты.UA