Что может сделать Нацкомфинуслуг или стоит ли писать жалобы?

В ситуации не выплаты страхового возмещения константой для клиентов (страхователей) является написания жалобы на страховую компанию в Нацкомфинуслуг. В данной статье попробуем детально разобраться с вопросом – что дает жалоба в Нацкомфинуслуг, и, что именно Нацкомфинуслуг может предпринять для защиты прав клиентов от недобросовестных страховых компаний.

Первое. Откуда регулятор берет информацию о нарушении страховой компанией законодательства:

  1. с материалов, что получены вследствие проведения проверок;
  2. с отчетности, что предоставляется в Нацкомфинуслуг;
  3. на основании извещений от органов власти, международных организаций;
  4. на основании обращения граждан либо юридических лиц;
  5. из прессы либо других источников.


Соответственно, жалоба ( п.4.) и есть законным основанием для проверки Вашего обидчика на предмет соблюдения им страхового законодательства.

Итак, после проверки Нацкомфинуслуг уличил страховщика в нарушении Ваших прав. Что тогда регулятор может сделать:

  1. Обязать нарушителя принять меры по восстановлению Ваших прав – путем выдачи предписания.
  2. Требовать созыва внеочередных сборов акционеров, с целью донести до собственников информацию о деятельности компании.
  3. Налагать штрафы (но не более одного процента от размера статутного капитала).
  4. Временно приостановить либо аннулировать лицензию на страховою деятельность – одна из самых жестких, но в тоже время одна из самих эффективных санкций.
  5. Отстранить руководство от управления учреждением и назначить временную администрацию — в случае невозможности (неспособности) принять необходимые меры для предотвращения такой угрозы со стороны органов управления финансового учреждения;
  6. Утвердить план восстановления финансовой стабильности компании;
  7. Ставить вопрос о ликвидации учреждения – путем подачи соответствующего иска в суд.


Как видно с указанного перечня у государственного регулятора есть возможностей «убедить» страховую компанию выплатить страхователю (потерпевшему – при автогражданке) страховое возмещение в полном объеме.

Теперь рассмотрим случаи, когда Нацкомфинуслуг может отказать в удовлетворении жалобы. Итак, жалоба страхователя будет отклонена, когда:

  1. не доказано совершение учреждением нарушения страхового законодательства;
  2. разрешения данного спора не подпадает под компетенцию Нацкомфинуслуг;
  3. со дня нарушения прошло больше года;
  4. страховщика ликвидировано;
  5. по этому же факту регулятор уже ведет дело;
  6. по этому же факту нарушения уже есть законное решение Нацкомфинуслуг;
  7. страховщик уже исключен из реестра финансовых организаций Украины;
  8. нарушен строк для принятия решения о применение мер воздействия.


Особое внимание нужно уделить первому и последнему пункту. В первом пункте мы видим, что регулятор на свое усмотрение сам решает нарушил ли страховщик законодательство или нет, соответственно применять ли к нему меры воздействия или нет. Т.е все зависит от субъективных факторов. Хотя, в принципе, по–другому то пока и не придумал никто. Последний же пункт, дает возможность увернутся страховщику от ответственности при нарушении им законодательства, если Нацкомфинуслуг пропустил строк наложения санкций.

Вместо выводов

Как видно, регулятор может заставить страховщика исполнить свои обязательства. Мер для этого у него предостаточно. При этом нужно понимать, что многое также будет зависеть и от заявителя. В жалобе нужно – четко и детально указать нарушения страховщиком страхового законодательства. Также, не нужно затягивать – если делу больше года, регулятор не удовлетворит жалобу.

При этом самое главное – действуйте!

Источник: Страховой юрист