В данной статье мы попробуем разобрать самые типичные случаи отказа страховой компании в выплате страхового возмещения по КАСКО. Специфика отказов в выплате страхового возмещения по КАСКО состоит в том, что они в большинстве случаях не регулируются законом (по аналогии с ОСАГО), а указаны в договорах и правилах страхования страховщиков. Но это далеко не означает, что нужно играть только по правилам страховщика.
Итак, начнем:
Несоответствие заявленных повреждений «реальным» вследствии проведения страховщиком трассологической экспертизы
Описания схемы:
Страховщик получая от Вас заявление о наступлении страхового события и проведения осмотра поврежденного авто заказывает трасологическое исследование у «независимого» эксперта. Цель проведения исследования доказать, что те повреждения которые есть на Вашем транспортном средстве, не могли возникнуть вследствии тех обстоятельств, которые Вы описываете в извещении о наступлении страхового события. На основании такого исследования (страховщику довольно просто получить его), страховщик отказывает Вам в выплате по КАСКО ссылаясь на пп.3, ч.1. ст. 26 Закона Украины «О страховании», а именно «подача страхователем заведомо не правдивых ведомостей о факте наступления страхового события».
Способы оспаривания :
А) Параллельное проведение трассолочического исследования, которое подтвердит Вашу правоту.
Минус данного варианта состоит в том, что, во-первых: стоимость данного исследования в экспертных организациях довольно высока и во-вторых: в судебных разбирательствах, при наличии двух противоположных выводов, суд как правило назначает третье, которое проводиться в государственных учреждениях. В таком случае строк рассмотрения дела судом увеличивается, при этом также увеличиваются и расходы ведения страхового спора.
Б) «Разбивание» проведённого страховщиком исследования.
Ошибочным является мнение, при котором наличие исследования у страховщика ставит крест на требованиях страхователя. Во-первых: никакие доказательства не имеют наперед определенной силы для суда, во-вторых: данные «независимые исследования» очень часто разбиваются в суде, так как далеко не всегда отвечают Закону. Наш опыт позволяет наперед определить качество такого исследования, что помогает выбрать наиболее оптимальную тактику действий.
В) Правильная трактовка определения возможности отказа в выплате страхового возмещения и обязанностей страхователей.
Метод разработанный непосредственно нами. При правильной трактовке определения причин для отказа в выплате страхового возмещения и обязанностей страхователя, очень часто необходимость в параллельном проведении трассолочического исследования отпадает, так как сторонам (так и суду) стает ясно об отсутствии у страховщика законной причины для не выплаты страхового возмещения.
Отказ в выплате страхового возмещения вследствие отсутствия необходимой справки ГАИ
Очень распространенная причина для отказа при мелких дорожно-транспортных происшествиях.
Происходит она следующим образом. Подписывая договор страхования страхователь слышит от работников страховщика, что повреждения, например до 5 тисяч гривен, покрываются страховщиком без справки из ГАИ. Это же и закреплено в договоре страхования. При мелком повреждении транспортного средства Cтрахователь, не обращаясь в ГАИ (в том числе и по рекомендации сотрудников call-центра Страховщиков), заявляет о событии в страховую, а потом получает отказ в выплате страхового возмещения, который мотивирован: «не вызовом на место происшествия компетентных органов» (в нашем случаи ГАИ).
Почему так происходит?
По невнимательности и наивности страхователя, и при наличии умысла страховщика. Возле опции о ремонте автомобиля без справки ГАИ, либо в правилах страхования (которые страхователь никогда не читает) указано, что ремонт до определенной сумы возможен, только тогда, когда например, повредилось только стекло, или не больше одной детали, или транспортное средство повредилось только вследствии ДТП, а не вследствии противоправных действия третьих лиц (как чаще всего бывает), либо стоит условие про полный отказ в возмещения, если сума посчитанного страховщиком ремонта превышает суму что указана в договоре. И данный перечень далеко не исключительный. Перед тем как заявлять убыток без справки ГАИ, перечитайте внимательно договор (правила страхования) либо обратитесь к нам за консультацией.
Отказ в соответствии с правилами страхования
Как и следующий пункт это «классика украинского жанра». Такой вид отказа всегда использовался недобросовестными страховыми компаниями.
Суть этого отказа состоит в законодательном требовании о необходимости наличия правил и договоров страхования.
Правила страхования — документ, разрабатываемый страховой компанией (страховщиком), либо объединением страховщиков, что регистрируется в Госфинуслуг.
В правилах страхования содержатся все положения страхования данного вида. Подписание договора страхования страхователем, означает его согласие на заключение договора страхования на предложенных страховщиком условиях (хотя тут момент достаточно спорный, это мнение скорее страховщиков). Условия, которые содержатся в правилах страхования и не включены в текст договора страхования, обязательны для страхователя (так же спорный момент).
Как это происходит?
В договоре страхования присутствует короткий перечень отказов в выплате страхового возмещения. В правилах страхования прописаных возможностей для отказов НАМНОГО больше. После наступления страхового случая страхователь уверен что страховая выплатит страховое возмещение, но в скором времени он получает отказ в выплате, который мотивирован тем, что данная ситуация является исключением в соответствии с правилами страхования. Вот-так, обычно и делается.
Но не нужно расстраиваться. Если Вы попали в такую ситуацию – это ещё не означает что она проигрышная. Причина оспаривается, причём оспаривается довольно успешно.
Но чтобы вообще так не «попадать» нужны превентивные меры. Перед заключением договора предоставьте его нам на аудит договора страхования. По окончанию аудита мы со 100% увереностью объясним Вам все «подводные камни» и возможности страховщика для не выплаты страхового возмещения.
Отказ в выплате вследствие использования страхователем авто для предоставления услуг такси или не предоставления справки об отсутствии алкогольного опьянения
Также классика жанра. Во всех договорах страхования КАСКО указано, что если страхователь использует автомобиль как такси – то он должен об этом уведомить страховщика, который изменяет страховой тариф. Положение логичное – так как использования авто как такси увеличивает риск наступления ДТП ( автомобилем пользуются намного больше чем обычным личным авто. При осмотре автомобиля работники страховщика ищут любые «косвенные» и мифические признаки использования транспортного средства как такси. И как это не удивительно — «находят». Через некоторое время страхователь получает соответственный отказ в выплате страхового возмещения. Но не нужно расстраиваться. Отказ легко оспаривается.
Ещё один вариант для отказа — справка об отсутствии алкогольного опьянения. Возвращаемся к правилам страхования: как правило, необходимость предоставления данной справки при ДТП указано в правилах страхования. Загвоздка в том, что на обследование при ДТП сотрудники ГАИ посылают исключительно в определенных случаях. Тем более, когда Вы не знаете про необходимость пройти обследование — Вы его проходить не будете. В итоге имеем ситуацию, когда Вами всё было сделано правильно, но страховщик Вам отказывает из-за отсутствия данной справки, при этом на осмотр Вас сотрудники ГАИ не отправляли и о необходимости самостоятельного получения данной справки Вы не знали, а узнаете когда получить ее уже невозможно.
Источник: Страховой юрист