Украинцы ежедневно рискуют жизнью, пользуясь услугами около 20 тысяч автобусов и «маршруток», не имеющих разрешений на перевозки.
Такую статистику обнародовали в одной из февральских программ на Первом Национальном канале, куда меня пригласили выступить в качестве эксперта страхового рынка. Собравшиеся в студии люди обсуждали сотни ежегодных ДТП на дорогах страны с участием «маршруток» и рейсовых автобусов, пытаясь найти ответ на исконные вопросы: кто виноват и что делать?
Согласна с теми, кто говорил: пока в стране люди не научатся требовать документ взамен отданных за товар или услугу денег, порядка не будет. Но в данном случае проблема более серьезная: не могут получить компенсацию даже те пострадавшие в ДТП пассажиры, у которых есть билеты.
Еще в 2001 году, разрабатывая новый закон о страховании, мы пришли к выводу: ситуация, в которой находятся украинские пассажиры междугородного транспорта – недопустима, неправильна и даже незаконна. Судите сами: согласно постановлению КМУ № 959, все люди, купившие билеты на поезд, автобус или «маршрутку», считаются застрахованными по личному виду страхования – от несчастного случая на транспорте. Мало того, что по личному виду страховой защиты от несчастного случая людей заставляют принудительно страховаться, но еще и не выдают документов (полисов), в которых указываются реквизиты страховщика, правила страхования и исключения из этих правил. А ведь по закону, если человек застрахован, то между ним и страховой компанией должен быть заключен договор, который обе стороны подписывают.
Но не в данном случае. При перевозках пассажиров страховым договором выступает обычный билет. Более того, если на билетах «Укрзалізниці» хотя бы указаны реквизиты страховщика и страховой тариф, то проездные документы автобусных перевозчиков не содержат даже такой толики информации. Вероятно потому, что АТП невыгодно тратить деньги на большего размера билеты, где бы разместилась вся информация о страховании. Проводить постоянные разъяснения среди пассажиров о том, какие действия предпринимать при авариях, чтобы получить страховое возмещение, также не в интересах перевозчиков, хотя это и входит в их прямые обязанности.
Вот и получается: пассажир автобуса, как правило, свято уверен, что ответственность за его сохранность в дороге лежит на перевозчике. А перевозчик знает горькую правду, но помалкивает.
Во всем мире перевозчики сами страхуют свою ответственность за жизнь и здоровье тех, кого они везут. Это правильно с точки зрения и экономики, и здравого смысла, но почему-то неприемлемо в Украине. Наша организация не единожды выступала за внедрение такой практики в стране, но на уровне профильного министерства, регулирующего транспортные перевозки, все наши инициативы «затухали». Конечно, какие-то изменения принимались, лимит выплат пострадавшим пассажирам увеличивался, но принципиально проблема не решалась. Вероятно потому, что перевозчикам решать ее невыгодно, так как АТП сегодня – всего лишь агенты страховых компаний, которые не только не несут ответственность перед пострадавшим пассажиром, но даже зарабатывают на посредничестве между пассажирами и страховщиками…
С 1 января 2013 года в соседней России вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков, который предусматривает максимальные страховые выплаты в размере свыше полумиллиона гривен в пересчете на наши деньги. В Украине же максимальная компенсация пассажирам по страхованию от несчастных случаев на транспорте в 5 раз ниже этой суммы.
И хотя Украина, как говорят наши политики, не Россия, но в данном случае мы просто обязаны перенять опыт соседей. И чем быстрее это сделаем – тем больше порядка будет на дорогах Украины.
Автор: Наталья Гудыма, Президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ)