Страховщиков не хотят привлекать к обязательному медстрахованию.
В Минздраве подготовили механизм введения общеобязательного государственного социального медстрахования: будет создан Фонд медстрахования за счет взносов работодателей. Эксперты считают недопустимым увеличение нагрузки на фонд оплаты труда. А страховщики, которых не привлекают к реформе, сетуют, что предложения ведомства противоречат позиции министра.
Подготовка к реформе
Министерство охраны здоровья обнародовало проект закона об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании. Документ предлагает создать Фонд медицинского страхования, за счет средств которого будет оплачиваться медицинская помощь гражданам. «Медицинское страхование, в отличие от других видов социального страхования, должно охватить почти все население, а не только работающих или пенсионеров. Оно требует отличного от других фондов механизма определения и сбора страховых взносов и предусматривает оказание квалифицированной медицинской помощи, а не проведение денежных выплат, как в других видах социального страхования», – говорится в пояснительной записке.
Наполняться Фонд будет за счет страховых взносов работодателей, средств государственного и местных бюджетов, благотворительных и добровольных взносов, прибыли от размещения средств Фонда. В 2014 году фонд оплаты труда в Украине должен был составить 439,4 млрд грн. Авторы законопроекта считают, что отчисления работающих граждан могли бы составить 4,9% фонда оплаты труда (21,5 млрд грн). Общий объем страховых взносов оценен в 59,2 млрд грн, что покрывает 60,5% потребности сферы здравоохранения. Остальная часть – бюджетная поддержка.
В Минздраве уверены, что «введение дополнительных источников финансирования здравоохранения» будет способствовать обеспечению надлежащего контроля за качеством медицинских услуг, эффективному использованию имеющихся кадровых, финансовых и материальных ресурсов и солидарному участию государства, работодателей, территориальных общин и отдельных юридических и физических лиц в финансировании медицинских услуг.
Дело за плательщиками
Предложенная концепция обязательного медстрахования покрывает расходы на медицину фактически новым налогом. «При этом на 100% застрахованными являются и пенсионеры, и безработные, а это однозначно повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки на работающих граждан», – говорит FinMaidan генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. Эксперты в сфере фискальной политики предупреждают, что любое дополнительное увеличение нагрузки на фонд оплаты труда работодатели воспримут негативно.
«Увеличивать нагрузку на фонд оплаты труда совершенно нецелесообразно. Мы только добились снижения ЕСВ, а теперь хотим «компенсировать» это снижение новым налогом», – сетует старший экономист центра «CASE Украина» Владимир Дубровский. При этом в прошлом году, например, был введен новый «военный» сбор в размере 1,5%, хотя правительство декларирует курс на снижение количества налогов. «Кроме того, гарантий, что средства нового Фонда будут расходоваться более рационально, нет», – говорят в одной из крупных аудиторских компаний.
Не совсем логичным эксперты считают проведение отчислений в зависимости от размера заработной платы. «Если речь идет об общегосударственной медицинской страховке, которая предусматривает одинаковый набор услуг для всех застрахованных, то непонятно, почему отчисления являются дифференцированными», – недоумевает Владимир Дубровский. Это ведет к тому, что за страховку низкооплачиваемых сотрудников «заплатят» их более успешные коллеги.
Рациональное предложение
Страховщики отмечают, что обнародованный законопроект противоречит тем принципам, о которых говорил министр здравоохранения Александр Квиташвили. «Вероятно, это непроходной документ, который разрабатывался еще прежним составом министерства», – предполагает Галина Третьякова. По ее мнению, государство должно определить, какой объем медицинских услуг может качественно выполняться за счет бюджетных средств. «Государство не должно обманывать граждан и рассказывать, что весь объем медицинских услуг является бесплатным. По разным оценкам, от 40 млрд до 60 млрд грн население оплачивает самостоятельно», – говорит Галина Третьякова.
Эксперты видят несколько вариантов государственно-частного партнерства. Государство может покрывать 50% расходов на медицинские услуги: скорая помощь; лечение детей, беременных, тяжелобольных; экстренная хирургия; сердечно-сосудистые заболевания. Остальные затраты население покрывает самостоятельно. Либо же государство может компенсировать половину стоимости всех оказываемых гражданам медицинских услуг, вероятно, кроме онкологических и других заболеваний.
Возможен и более сложный путь: часть услуг оплачивается из госбюджета, а стоимость остальных услуг в разных пропорциях делится между государством и гражданином. «Одним из способов легализировать то, что платит пациент из своего кармана, является привлечение к процессу страховых компаний. Фонд по безработице может за свой счет покупать страховку для безработных, Пенсионный фонд – для пенсионеров. А государство должно позаботиться о том, чтобы на рынке работали только добросовестные страховщики», – отмечает Галина Третьякова.
Автор: Виктория Руденко