Представители финансовых ассоциаций рассказали «Вестям» о своих предложениях к налоговой реформе, описанной в законопроекте №5079.
Больше всего пожеланий к обнародованному законопроекту («О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие Законы Украины (относительно налоговой реформы)») у страховых компаний, которые переводятся новым документом на общую систему налогообложения и банков с прогрессивной шкалой по доходам, полученным от депозитов. Меньше — у кредитных союзов.
Страховщики просят отсрочку
Участники страхового рынка разошлись в оценках предлагаемых изменений. Многие полностью поддержали правительственную инициативу и считают подход к налогообложению СК рациональным. Хотя и считают, что в правительственный документ следует внести определенные коррективы. «На наш взгляд, осталась только одна проблема — не отменен 4% налог на выплаты нерезидентам. Все остальное — приемлемо, поможет ликвидировать существующие схемы на рынке страхования и поддерживается классическим рынком»,— сказала «Вестям» генеральный директор Украинской федерации страхователей Галина Третьякова.
По ее словам, ничего принципиально нового для страхового рынка в законопроекте нет: поменялись лишь базы налогообложения. «Сейчас мы платим два налога: 3-0% и корпоративный на «прочие (кроме страхования)» виды доходов. Но если раньше база была по 3-0% «страховые платежи минус исходящее перестрахование», то теперь будет «прямое страхование». А база для 18% налога была «прочие доходы минус прочие расходы», а будет — финансовый результат по бухгалтерскому учету (МСФЗ, который у нас с 1 января 2013 г.), скорректированный на налоговые разницы. Причем эти разницы одинаковы для всех налогоплательщиков, кроме одной, применяемой только к страховщикам (по резервам)», — объяснила она.
При этом налоговая нагрузка на страховщиков действительно несколько возрастет. «Чтобы компенсировать недополученные бюджетом средства от работодателей незначительно возрастает налоговый прессинг на отдельные страховые компании. И вот эти «отдельные компании» — против. Это те, кто имел большой уровень перестрахования, у кого низкий инвестрезультат», — уточнила глава УФС.
Зато, подчеркнула Галина Третьякова, страхователи–работодатели получили возможность, как и во всей Европе, относить без ограничений на валовые расходы три типа договоров личного страхования: добровольного медицинского страхования (ДМС), договоры пожизненных аннуитетов и долгосрочные договоры страхования жизни.
«Отдельные компании» действительно выступили с возражениями. Так, члены Лиги страховых организаций Украины высказались против предложенной в проекте системы налогообложения (3% на доход в виде страховых платежей, а также налог на прибыль на общих основаниях). По мнению президента ЛСОУ Александра Залетова, такая система приведет к увеличению налоговой нагрузки на страховые компании на целых 35%. Причем страховщики будут вынуждены платить налог, независимо от того, есть у них прибыль или нет. «Будет возникать необходимость ежегодного внесения акционерами средств для выполнения требований по платежеспособности страховщика. А это будет способствовать ухудшению качества страховых услуг и оттоку иностранного капитала из Украины», — считают в ЛСОУ. Проще говоря, в такой ситуации иностранные акционеры будут закрывать неприбыльный бизнес или компания просто обанкротится. Чтобы избежать подобной ситуации, ЛСОУ предлагает ввести для СК трехлетний переходной период.
Стоит отметить, что угроза закрытия значительного количества страховщиков нависает над рынком не первый день и связана отнюдь не с уплатой налогов, а наоборот – с уклонением от нее. Позиция Нацфинуслуг в этом вопросе достаточно категорична. «Рынок нуждается в очистке от компаний, осуществляющих операции, которые трудно назвать страхованием, но выступают как агенты, которых используют для уклонения от налогообложения и оптимизации бизнес-процессов на другие субъекты хозяйствования», — уверен исполняющий обязанности председателя Нацфинуслуг Максим Поляков.
Инвестиции попадают под двойное налогообложение
Участники рынка коллективных инвестиций, со своей стороны, выразили «глубокую обеспокоенность крайне негативными последствиями для инвестиционного климата для частного капитала в Украине, которые повлекут предложенные проектом нормы», сказано в письме Украинской ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ). Основной протест вызывает норма, которая предлагает перевод институтов совместного инвестирования (ИСИ) на общий режим налогообложения, что означает фактическое введение двойного налогообложения инвестиций.
Как известно, к ИСИ относятся паевые и корпоративные инвестфонды, а также негосударственные пенсионные фонды, которые полностью сформированы из денег инвесторов. Если управляющая компания сработала грамотно и бумаги фонда подорожали (например, сертификаты фонда «Михаил Грушевский: фонд государственных бумаг» в августе показали доходность 3,23%), то весь этот доход принадлежит частным инвесторам. А новых проект закона предлагает сначала забрать с него налог на прибыль предприятий (до 1 января 2015 года — 18%), а потом отчислить еще 17% с каждого сертификата как налог на доходы физлиц. То есть реализация норм проекта введет уже двойное налогообложение средств инвесторов.
А учитывая, что последние несколько лет положительный финансовый результат обеспечивает не больше трети существующих инвестиционных фондов, двойное налогообложение даже этой мизерной прибыли окончательно оттолкнет как внутренних, так и иностранных инвесторов от долгосрочных вложений в украинский рынок.
Члены УАИБ также считают неправомерным отнесение доходов от выкупа ценных бумаг ИСИ в пассивных доходов граждан с последующим налогообложением по прогрессивной шкале. Напомним, что пассивные доходы в виде процентов по депозитам, дивидендов, роялти, а также инвестиционный доход предлагается облагать налогом по ставке 15%, если он не превышает 500 тыс. грн. за год. Ставка 20% будет начисляться, если их сумма больше 500 тыс., но меньше 1 млн в части превышения. То есть если доход составил, например, 620 тыс. грн, то на 500 тыс. будет начислен налог по ставке 15%, а на оставшиеся 120 тыс. — по ставке 20%. Ставку 25% будут применять к доходу более 1 млн грн в части превышения.
Неадекватность предложения Кабмина, по мнению генерального директора УАИБ Андрея Рыбальченко, состоит в том, что средства, полученные инвестором от продажи ценный бумаг фондов, нельзя считать доходом. «Инвесторы принимают на себя риски и могут получить убытки», — напоминает он. Например, если человек когда-то приобрел сертификат фонда (или его акцию) за 1000 грн, а фонд попал в убыток и продать эту бумагу потом удалось только за 600 грн, то инвестор фактически потерял 400 грн. и ничего не заработал. В таком случае однозначно неправильно требовать с него еще и налог с оставшихся 600 грн.
«Поэтому доход от выкупа ценных бумаг ИСИ следует относить к доходам от операций с инвестиционными активами и использовать для них соответствующий режим налогообложения, определенный в Налоговом кодексе», — уверен Андрей Рыбальченко.
Впрочем, судя по реакции министра финансов Александра Шлапака на вопрос об изменении этой нормы, на смягчения в данном моменте надеяться не стоит.
Банки против прогрессивного налога
Банкиры тоже не в восторге от предложения правительства ввести прогрессивную ставку налогообложения доходов от депозитов. «Мы уже вели с властью дискуссию о нецелесообразности прогрессивной ставки налогообложения доходов от депозитов накануне введения этой нормы. Тогда нам удалось отстоять нашу позицию, но, как видите, не навсегда», — призналась «Вестям» исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.
Как писали «Вести», налог на доходы с депозитов и счетов был введен с 1 августа законом №4101а «О внесении изменений в Налоговый кодекс и других законодательных актов, касательно пассивных доходов», который парламент принял 4 июля. Согласно документу, 15% от суммы дохода платят абсолютно все вкладчики. При этом не имеет значение ни сумма депозита, ни сумма полученных по нему процентов — такая ставка действует абсолютно для всех вкладов без исключения.
На практике этот налог понижает депозитную ставку примерно на 3-4% в гривне и на 1% в валюте. То есть вкладчик, положивший, например, 10 тыс. грн. под 25% годовых в конце действия срока договора получит в виде процентов не 2500 грн., а на 15% меньше – 2125 грн. Фактическая ставка, таким образом, составит 21,25%.
Согласно же новому законопроекту, если доход по депозиту будет составлять больше 500 тыс. грн, но меньше 1 млн. грн, к нему нужно будет применять две налоговые ставки (15% на сумму до 500 тыс. и 20% — на все, что сверху), а если больше 1 млн. грн. — все три.
По словам Елены Коробковой, такой подход делает практически невозможным выполнение банками функции налогового агента и создает условия уклонения от налогообложения («дробления» депозитов в разных банках и на разных физических лиц).
Кроме того, введение новых, тем более прогрессивных ставок, потребует длительного времени и существенных затрат на доработку IТ систем банков.
Правда, широкого круга вкладчиков эти проблемы не будут касаться. Чтобы получить 500 тыс. грн в виде процентов, на депозите нужно держать не меньше 2 млн грн при ставке 25% годовых.
Союзы боятся сюрпризов
Единственный сегмент рынка, жизнь которого не будет существенно задета новым законом в случае его принятия — кредитные союзы. «Опубликованный текст этого законопроекта не вносит каких-либо существенных изменений в деятельность кредитных союзов. Поэтому, внимательно с ним ознакомившись, мы не писали к нему замечаний», — сказала «Вестям» президент Всеукраинской ассоциации кредитных союзов Виктория Волковская.
При этом, по ее словам, не исключено, что при рассмотрении с голоса могут внести правки, которые могут каким-либо образом изменить ситуацию.
Автор: Ольга Галицкая