Отказ в выплате по КАСКО. Когда виноват автомобилист?

altЗаключая договор каско страхования, западные автовладельцы стремятся обезопасить себя от финансовых последствий на случай экстренной ситуации на дороге. Более того, для них дорогостоящий страховой полис является веской причиной соблюдать правила дорожного движения и придерживаться аккуратного стиля вождения. Удивительно, но многие украинские водители воспринимают добровольное страхование с точностью до наоборот.

 

Определенная категория покупателей видит каско как некий элемент вседозволенности: «Что бы я ни натворил на дороге, все убытки покроет страховка». Однако, как показывает практика, такое утверждение далеко от действительности.


Статистика, приведенная на калькуляторах каско и других тематических ресурсах, показывает, что процент отказов в выплате страхового возмещения по каско составляет 2-7% в зависимости от конкретной компании. Причем львиная доля отказов приходится на грубые нарушения условий страхования со стороны автовладельца.


Одно из первых мест в списке наиболее распространенных нарушений занимает алкоголь. Все без исключения страховые компании откажут в выплате, если на момент ДТП водитель находился в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Дело в том, что каждый договор добровольного страхования автомобиля в обязательном порядке содержит пункт о запрете на употребление алкоголя, наркотиков и лекарств, снижающих внимание и скорость реакции водителя, при управлении автомобилем.Подробную информацию на этот счет легко найти на сайте любой страховой организации или на универсальном калькуляторе каско.


Основания для уменьшения размера выплаты


Кроме того, страховые компании часто вносят в договор правила, ограничивающие размер выплат при определенных обстоятельствах. Например, в последнее время широкое распространение у украинских страховщиков получила так называемая «дополнительная франшиза».


Область применения данного правила достаточно широка: в частности некоторые полисы каско предусматривают дополнительную франшизу в случае, если страхователь забыл уведомить страховую организацию о ДТП непосредственно с места происшествия. Величина такой франшизы может достигать 50% от суммы ущерба. Рассмотрим, как этот пункт договора может повлиять на размер выплаты по каско на конкретном примере:


-автомобиль, застрахованный по договору каско с франшизой 200 у.е., попадает в аварию;
-сумма ущерба составляет 600 у.е.;


-страхователь забывает уведомить страховщика о ДТП непосредственно с места происшествия. В результате применяется дополнительная франшиза в размере 50% от размера ущерба;


-таким образом, автовладелец получит в виде компенсации лишь 600-200-600*50%=100 у.е.


Иногда страховщик применяет дополнительную франшизу, если причиной ДТП становится грубое нарушение правил дорожного движения страхователем. Нередко в страховом договоре могут быть указаны следующие серьезные нарушения ПДД, предусматривающие применение дополнительной франшизы:


-пересечение сплошной разделительной линии, сопряженное с выездом на полосу встречного движения;


-проезд на «красный» или «желтый» свет или на запрещающий жест регулировщика;


-невыполнение правил знаков «Проезд запрещен» и «Движение запрещено»;


-значительное превышение скорости и т.д.


Перечень нарушений ПДД, предусматривающих дополнительную франшизу, зависит от конкретного договора страхования. Правда, часто автомобилисты сами заинтересованы в покупке полиса, где оговаривается дополнительная франшиза. Такая страховка стоит дешевле, а, следовательно, идеально подойдет аккуратному водителю.