Страховщики часто обращают норму о регрессных исках против клиентов

Несвоевременное уведомление о наступлении страхового события не должно быть основанием для предъявления страховыми компаниями регрессных исков к виновникам ДТП. Соответствующий законопроект зарегистрировал глава комитета Верховной Рады по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Артур Палатный.

 

В пояснительной записке говорится: на сегодняшний день клиент обязан письменно уведомить страховщика о наступлении страхового случая не позднее трех рабочих дней со дня ДТП, иначе после выплаты возмещения потерпевшему страховая компания имеет право подать регрессный иск. Однако положения закона не содержат четкого определения, в какой форме должно быть подано «письменное уведомление». В результате страховые компании подают регрессный иск даже в тех случаях, когда клиент направил письменное уведомление, но не потребовал подтверждение его получения.

 

Участники рынка уверяют, что практически не используют подобную практику, за исключением случаев управления автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Тем не менее, к этому все чаще прибегают те компании, которым не хватает средств для осуществления страховых выплат. Ситуацию прокомментировал заместитель гендиректора страховой компании «Финекс» Игорь Сахар.

 

По его словам, такой закон вполне понятен и оправдан. «Одним из элементов мотивирования клиента обращаться в страховую компанию по страховому событию был заложен именно этот механизм, - сказал эксперт. - Если вы заключили договор страхования, и у вас наступило страховое событие, то о нём нужно заявить в страховую компанию». Сейчас же получается так, что обращаются в страховую компанию потерпевшие, а не клиенты страховой компании, которым выдан полис гражданской ответственности. «Мы пытались каким-то образом мотивировать клиента обратиться в страховую компанию и сказать, что у него было страховое событие, чтобы компания приняла это к сведению», - делится Игорь Сахар. Но это - идея 20-летней давности. Как показала практика, страховщики, действительно, начали злоупотреблять этой нормой, и поэтому есть предложение её отменить.

 

«Но хочу напомнить, что всё равно нужно клиента страховой компании мотивировать, чтобы он не забывал писать заявление о случившемся», - подчеркивает эксперт. И здесь, как он говорит, есть проблема. «Сегодня я попадаю в ДТП, чувствую себя невиновным и по этому поводу в страховую компанию не заявляю, - приводит пример Игорь Сахар. - Проходит некоторое время, дело переквалифицируют, и я вместо жертвы становлюсь виновным». И, таким образом, появляется повод у страховщика предъявить такому клиенту регрессное требование. «Этим, конечно, тоже злоупотребляют, и такую норму надо менять, - говорит эксперт. - Но давайте придумаем взамен, как мотивировать страхователя заявлять в страховую компанию о страховом событии».