В ближайшее время у коллекторов может появиться новое поле деятельности. До сих пор сборщики долгов, работающие в страховом секторе, ограничивались взысканием задолженностей по регрессным искам. Как правило, речь шла о требованиях, которые СК выставляли к виновникам ДТП, а также компаниям, в которых те страховали свою ответственность. Теперь же в планах коллекторов – скупка долгов самих страховщиков, не выполняющих своих обязательств по выплате компенсаций по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО).
На эту мысль компании натолкнул опыт наших соседей, в частности России. Там сборщики долгов уже открыли сезон «охоты» на страховщиков. Несколько юридических компаний, работающих на рынках Москвы и Петербурга, начали скупать у потерпевших долги компаний по автогражданке и требовать их возмещения через суд. Коллекторы планируют сделать на этом неплохой бизнес. По их словам, страховщики – лидеры рынка автогражданки массово недоплачивают возмещения потерпевшим, иногда занижая выплаты более чем в 2 раза. Сами автовладельцы редко судятся с финансистами, поскольку им не хватает элементарной юридической грамотности. Зато юридические компании, имеющие в этом деле изрядный опыт, могут нажить на этом миллиарды рублей.
Как заработать на прижимистости страховых компаний начинают задумываться и украинские коллекторы. «Наша компания в будущем планирует запустить несколько подобных проектов. Но если таких долгов будет немного, эта деятельность будет нерентабельной», – рассказал директор ООО «ЭОС Украина» Алексей Тесленко. «Мы также не исключаем возможность работы в этом направлении, хотя схема уступки таких долгов пока отлажена не досконально. Для того чтобы появился рынок этих долгов, нужен «консолидатор» – тот, кто соберет разрозненные претензии физических лиц в один портфель», – говорит директор компании «Вердикт» Александр Кабак.
На сегодняшний день потенциальное количество физлиц, готовых продать долги страховщиков, может оказаться весьма значительным. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, порядка 10% рекламаций, поступающих в бюро от потерпевших, касается несогласия с размером страховой выплаты. Еще около 10% клиентов жалуются на отказ в компенсации убытков со стороны страховщика. Да и сроки, в которые многие компании выплачивают возмещения, зачастую растягиваются на долгие месяцы. Так что перспектива получения выплаты потерпевшим становится призрачной, и он охотно согласится избавиться от «безнадежной» задолженности даже за полцены. В частности, средний срок урегулирования заявлений участников аварий с момента ДТП до даты первой выплаты, по данным Центральной базы данных, составил в 2011 году 235 дней. Сроки проведения выплат страховщиками колебались от 2 недель до 671 дней. Согласно информации МТСБУ, по итогам 2010-2011 гг. только чуть более 50% требований со стороны потерпевших урегулировалось в срок до 3 месяцев. Порядка 10% заявлений от пострадавших «зависало» в компаниях на срок от 7 месяцев до года и более.
Правда, эксперты считают, что для украинских коллекторов этот вид бизнеса может стать не таким уж прибыльным. Во-первых, согласно изменениям к закону об автогражданке, вступившим в силу в сентябре прошлого года, страховщики обязаны выплачивать возмещение потерпевшим в течение 3 месяцев с момента подачи ими заявления о ДТП. Тогда как раньше компании могли продлевать этот срок чуть ли не до бесконечности, ссылаясь на отсутствие тех или иных документов. «Во-вторых, практика занижения выплат в Украине распространена далеко не так широко, как в России. В РФ выплаты по автогражданке всегда производятся только с учетом износа, что дает возможность для манипуляций. В то же время у нас амортизация не считается для иномарок возрастом до 7 лет, и автомобилей производства СНГ до 5 лет. К тому же, у автовладельцев всегда есть возможность заказать независимую экспертизу, если они не согласны с суммой компенсации», – рассказывает председатель Комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
Однако коллекторы не намерены ограничиваться исключительно скупкой долгов по автогражданке. «Взаимоотношения коллекторов со страховыми компаниями находятся на начальной стадии. И, в принципе, нам могут быть интересны все типы долгов, которые есть в этом бизнесе», – говорит генеральный директор группы компаний «ПримоКоллект» Эва Закович. По словам Алексея Тесленко, компании могут начать выкупать у автовладельцев долги СК и по каско. «Если страховая задерживает выплату, рассчитывая на беспомощность клиента, это тоже может представлять для нас интерес. Просто ОСАГО – стандартизированный и регламентированный продукт. Его легче составить в однородный портфель. А договоры каско в каждой компании разные», – отмечает он.
Автор: Татьяна Очимовская
Источник: Комментарии