Какие машины не любят страховщики?

В 2012 году самые высокие надбавки к тарифам каско будут установлены для автомобилей MITSUBISHI, TOYOTA, FORD и SKODA.

Страховые компании готовятся к повышению цен на каско. По прогнозам финансистов, в ближайшее время тарифы могут подскочить примерно на 10-20%. «На протяжении последних двух лет под влиянием кризиса и риска потери клиентов многие СТО готовы были существенно снижать свою рентабельность, чтобы привлечь бизнес от страховщиков. Но в этом году наметилась тенденция к росту стоимости нормо-часа. Это автоматически повлечет за собой повышение стоимости страхования. Если к тому же национальная валюта начнет девальвировать по отношению к евро, то дорожающие в гривне импортируемые запчасти станут еще одним фактором роста цен», — рассказывает Максим Межебицкий, заместитель главы правления СК «АХА Страхование».

Но платить за полисы больше придется лишь тем, кто либо сам относится к рисковой категории, либо водит автомобиль, имеющий плохую репутацию с точки зрения страховщиков. У каждой СК есть свой «черный» список наиболее «разорительных» автомобилей, по которым выплачивать приходится часто и много. Во многом он зависит от сегмента, в котором работает сама СК — юридических или физических лиц, дешевых или дорогих автомобилей, кредитных авто и т.д. Но существуют и общие закономерности. «В нашей компании пятерка лидеров по выплатам практически не изменилась в сравнении с 2010 г. Первое место по-прежнему принадлежит автомобилям марки Skoda Octavia, второе — Ford Focus, третье — Toyota Corolla, четвертое — Toyоta Camry, пятое — Skoda Fabia», — рассказал начальник управления урегулирования убытков в автостраховании АСК «ИНГО Украина» Александр Руликовский. «У нас по сумме выплат лидируют TOYOTA, HYUNDAI, VOLKSWAGEN, MITSUBISHI, BMW, MERCEDES-BENZ, FORD, CHEVROLET и KIA», — отмечает Юлия Очеретяная. Однако как показал опрос, практически все без исключения страховщики имеют «зуб» на владельцев MITSUBISHI, TOYOTA, FORD и SKODA. Именно для них в первую очередь и будут дорожать полисы.

Специальные надбавки страховщики заготовили для наиболее «аварийных» машин, стабильно попадающих в дорожные происшествия. Согласно опросу страховщиков, наихудшую репутацию в этом плане имеют все те же SKODA, TOYOTA и FORD (еще пару лет назад на первых местах в этом рейтинге фигурировали HONDA и MITSUBISHI). «В 2011 году в ДТП стали чаще попадать автомобили премиум класса, такие как AUDI, BMW, LEXUS, MERCEDES и TOYOTA. Наступление страхового случая напрямую зависит от опытности и стажа водителя. К сожалению, часто владельцам мощных автомобилей премиум класса не хватает опыта и умения ими управлять», — сетует Максим Межебицкий. «В нашей компании место «лидера» по количеству ДТП принадлежит автомобилям марки Toyota (зафиксировано 1 198 событий за 2010 г. и 1 238 событий за 2011 г.). На втором месте автомобили марки Skoda (зарегистрировано 841 событий в 2010 г. и 721 в 2011 г.). Третье место занимают автомобили VOLKSWAGEN (695 и 706 событий соответственно), — рассказывает Александр Руликовский.

Выплаты СК зависят не только от «аварийности» марки автомобиля, но и от стоимости ее ремонта. Поэтому все без исключения компании применяют повышающие коэффициенты по каско для машин, починка которых обходится особенно дорого. Согласно единодушным оценкам страховщиков, в 2011 году наиболее грабительские расценки на ремонт автомобилей заламывали авторизированные станции BMW, MERCEDES и AUDI. «Среди самых дорогих в ремонте брендов также можно назвать LEXUS, TOYOTA, VOLKSWAGEN. Хотя практически все авторизированные СТО подняли расценки на свои услуги приблизительно на 10-15%», — говорит директор департамента организации и развития продаж СГ «PZU Украина» Василий Дужак.

Еще один фактор, который учитывают компании при расчете стоимости полиса — тяжесть повреждений, которые обычно получает в ДТП автомобиль. Страхование «хлипких» авто, которые чаще всего разбиваются вдребезги, а также дорогих в облуживании машин (как правило, тотальным считается ущерб, когда стоимость восстановительного ремонта превышает 70% от стоимости автомобиля), будет обходиться дороже. «Тотальные ущербы фиксируются чаще по недорогим машинам, цены на запчасти к которым достаточно высокие. В нашей компании лидером по числу «тоталов» стал Peugeot. Сразу же за ним идут Mitsubishi, Mazda, Honda, Nissan, Toyota», — отмечает Артем Резвин, заместитель директора департамента урегулирования убытков СК «Наста». «В нашем портфеле КАСКО по частоте наступления тотальных убытков лидируют SUZUKI, MAZDA, VOLKSWAGEN, AUDI, FORD и SKODA. Такие марки в лидерах по «тоталам» из-за очень высокой стоимости запчастей и ремонта на авторизированных СТО», — констатирует Максим Межебицкий.

И, наконец, стоимость и условия автокаско могут во многом зависеть от того, насколько та или иная марка автомобилей пользуется «спросом» угонщиков. Наибольшее число криминальных историй фиксируется по маркам бизнес и элит-класса. Довольно популярны среди угонщиков и так называемые автомобили — «доноры», которые идут под разборку. По статистике страховщиков, в 2011 году чаще всего угонялись автомобили CHEVROLET, MITSUBISHI, DAEWOO, Toyota Prado. Как и в 2010 году, неизменным «спросом» пользовались Lexus RX 350 и Lexus LX 470.

Испорченная репутация той или иной марки автомобиля дорого обходится их владельцам. Стоимость полиса каско для них может вырасти на 30-50%, а в некоторых случаях и больше. «Например, если договор страхования BMW предусматривает выплату на авторизированное СТО, мы применяем надбавку к тарифу 40%. Для остальных автомобилей с высокой убыточностью применяется надбавка 30%, для наиболее угоняемых автомобилей — 20%», — рассказывает Александр Яременко.

Сейчас насчитывается более десятка коэффициентов, которые влияют на стоимость страховок. Среди традиционных — учет возраста и стажа вождения страхователя, региона эксплуатации транспортного средства и т.д. Однако в последнее время многие СК подходят к этом вопросу довольно нестандартно. «Наша статистика показала, что менее всего убыткам подвержены желтые и оранжевые авто. Поэтому в 2011 году владельцы таких машин могли получить скидку на КАСКО до 20%. Статистика также подтверждает, что люди семейные — менее рисковая категория. Они аккуратнее ведут себя за рулем, поэтому тариф для них также ниже», — утверждает Василий Дужак. Некоторые страховщики уже начинают вводить коэффициенты, размер которых зависит от профессии страхователя или его пола. Например, делают надбавку к тарифу для водителей-женщин.

Автор: Татьяна Очимовская