Депутаты хотят совершить переворот в сегменте ОСАГО.
В парламент подан законопроект, призванный установить контроль государства над финансовыми потоками сегмента «автогражданки»: планируется лишить полномочий президиум бюро, состоящий из страховщиков, и переформатировать коордсовет. Параллельно страховщиков заставят минимум вдвое увеличить финансирование фондов МТСБУ, а также начать оплачивать лечение виновников ДТП. Страховщики надеются, что парламент не примет абсурдные нововведения, которые противоречат украинскому законодательству и директивам ЕС.
Право силы
Депутатам не понравилось, что страховщики посмели выйти из-под их контроля, когда заблокировали работу координационного совета МТСБУ. Поэтому народные избранники решили кардинально изменить расстановку сил на рынке «автогражданки» и лишить страховщиков права самостоятельно принимать решения в своем объединении – МТСБУ. Такие инициативы включены в законопроект № 2122а с поправками в закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», который 19 июня в Верховную Раду подала группа депутатов. Проект зарегистрировали Олег Ляшко, Сергей Рыбалка, Андрей Лозовой, Алексей Кириченко, Артем Витко (все из «Радикальной партии Олега Ляшко»), Сергей Трегубенко («Блок Петра Порошенко»), Георгий Логвинский («Народный фронт»).
Формально цель принятия документа – упрощение механизма получения выплат для тех, кто травмировался в ДТП. «Украина входит в число лидеров в мире по смертям в ДТП, поэтому решили внести существенные правки в законодательство, значительно ускоряющие оплату экстренной медицинской помощи за счет страховщиков, – заявил руководитель парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка. – Наши показатели в три-четыре раза хуже, чем в среднем по Европе. Пострадавшие на дорогах поступают в больницы в крайне тяжелом состоянии с множественными травмами. Чем скорее им окажут всю необходимую помощь, тем больше шансов, что они останутся жить». Планируется, что страховые компании будут делать авансовые выплаты на экстренную медицинскую помощь пострадавшим напрямую на счет медучреждения. При получении информации о страховом случае страховщик будет обязан не позднее одного рабочего дня выдать больнице финансовые гарантии на компенсацию лечения потерпевших в ДТП или обеспечить авансовое финансирование лечения.
Вторая часть документа посвящена изменениям в самом МТСБУ. В частности, предлагается изменить структуру управления бюро – исключить из него президиум, состоящий из семи страховщиков. «Президиум и дирекция, которые состоят из ставленников крупных страховых компаний, а также представителей старой «преступной власти», монопольно в ручном режиме управляют страховыми фондами и решают, кого допускать на рынок, а кого нет. Недовольных страховщиков много. Но они молчат, опасаясь вылететь с рынка. Это примерно так, если бы несколько крупных банков официально руководили Нацбанком», – заявил Сергей Рыбалка. Функции президиума планируется передать коордсовету. Сейчас в коордсовете большинство у страховщиков: из девяти членов четыре места у страховых компаний, одно – у Лиги страховых организаций, три – у представителей парламента, одно – от регулятора. Предложено сократить количество членов до семи человек, из которых большинство – четыре человека – будет у государства: три представителя профильного комитета Верховной Рады и один – от регулятора, еще три человека – от страховщиков. Они будут избираться на два года на общем собрании членов МТСБУ.
Депутаты не только хотят увеличить контроль над финансовыми потоками страховщиков, но и сконцентрировать больше денег в МТСБУ. Закон предлагает вносить базовые гарантийные взносы в фонды бюро, зафиксированные в иностранной валюте (500 тыс. евро – в фонд страховых гарантий, 1 млн евро – в фонд защиты потерпевших), по официальному курсу НБУ на каждую отчетную дату. Сейчас страховщики вносят средства по курсу, который действовал на момент вступления изменения в силу, – в ноябре 2012 года. То есть платежи в евро осуществлены по курсу 10,79 грн/евро, тогда как сегодня официальный курс составляет 24,69 грн/евро.
Без здравого смысла
Страховщики шокированы депутатским волюнтаризмом и надеются, что проект не будет рассмотрен даже в первом чтении. «Прежде всего законодателю и регулятору необходимо вести работу в соответствии с принятыми Украиной обязательствами по директивам ЕС, чтобы создать современные и эффективные механизмы защиты потерпевших при ДТП. Опытом каких европейских стран воспользовались авторы данного законопроекта?» – недоумевает директор юридического департамента СК «PZU Украина» («дочка» польского страховщика) Василий Зубач.
Ряд инициатив противоречат законодательству Украины, например, требование авансового финансирования лечения потерпевших в ДТП. «Неотложная помощь у нас в стране является бесплатной», – говорит президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко. Более того, не предложен механизм, как страховщики будут определять размер авансовой выплаты, как ее учитывать в балансе и что делать, если сумма аванса больше, чем расходы на лечение.
Опрошенные FinMaidan страховщики подсчитали, что доля выплат по жизни и здоровью граждан в структуре выплат по «автогражданке» невелика – 2,5-3%. При этом средний размер выплаты – 10-11 тыс. грн. И хотя в феврале 2013 года изменился механизм компенсации ущерба, нанесенный жизни и здоровью потерпевших, роста страховых выплат так и не произошло.
Еще более абсурдной страховщики считают норму о выплате до 20 тыс. грн по ущербу здоровью виновника ДТП: она противоречит сути страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. «Вообще не понятно, откуда взялась цифра «20 тыс. грн». Есть лимит ответственности по жизни потерпевшего – 100 тыс. грн. Почему тогда виновнику должны заплатить меньше? Он ведь тоже человек, у него есть здоровье. Даже если он совершил ошибку, то почему его ставят в худшее положение? Хотя на этот вопрос можно даже не отвечать: такой нормы нет нигде в мире», – говорит председатель правления СК «Саламандра-Украина» Роман Маленко.
Сведение счетов
Страховщики уверены, что цель законопроекта – давление на МТСБУ. В четверг, 18 июня, члены президиума восстановили Владимира Шевченко в должности генерального директора бюро. Основанием для этого стало решение Днепровского районного суда Киева от 21 мая, который отменил решение координационного совета МТСБУ от 20 марта об отзыве Владимира Шевченко с должности генерального директора бюро. Сергей Рыбалка выступил против того, чтобы Владимир Шевченко руководил объединением. «В этом году попытка коордсовета провести независимый аудит получила невероятное сопротивление со стороны дирекции и президиума бюро, которые отвечают за оперативное и стратегическое управление. Коордсовет уволил директора МТСБУ Шевченко. Но тот организовал отзыв членов коордсовета от рынка на общем собрании членов МТСБУ. В результате деятельность коордсовета была полностью заблокирована из-за отсутствия кворума. И теперь уже некому требовать проведения аудита. Путем различных манипуляций он пытается остаться на должности», – утверждает Сергей Рыбалка. FinMaidan сообщал об этом конфликте в марте (см. «Депутатов лишили ОСАГО»). «Заявление о защите прав потерпевших и упрощении механизма выплат – лишь прикрытие для того, чтобы внести в закон нормы, противоречащие здравому смыслу», – уверен Андрей Перетяжко.
Если пересчитать размер взносов по нынешнему курсу, то платежи участников МТСБУ превысят размер выплат, которые компании осуществляют за год. «А президиум нужен для управления МТСБУ. Он в любом случае справится лучше, чем коордсовет», – считает Роман Маленко. «Если депутатов так беспокоит ситуация в бюро, почему они не примут законопроекты, которые несколько лет пылятся в комитете: о введении прямого урегулирования, электронного полиса, об изменении механизма выплат по долгам компаний-банкротов. Все это упростит выплаты, сделает рынок более прозрачным и позволит очистить его от неплатежеспособных компаний. Документы неоднократно согласовывались с разными составами Верховной Рады и Нацкомфинуслуг. Это консолидированная позиция всего рынка, как отдельных участников, так и ассоциаций. Но депутаты нас не слышат и продолжают изобретать велосипед», – говорит Андрей Перетяжко. Страховщики готовят обращение к президенту, премьеру, спикеру парламента и главе Нацкомфинуслуг. «Мы хотим, чтобы с нашим мнением считались», – сказал Андрей Перетяжко.
Автор: Виктория Руденко