ОСАГО мельчает

Рынок «автогражданки» могут покинуть еще десяток страховщиков.

 

 

 

 

 

 


Рынок ОСАГО ожидают перемены. Уже сейчас шесть компаний не сформировали необходимый базовый гарантийный взнос в фонды МТСБУ, а у восьми – проблемы с платежеспособностью. В условиях кризиса они первые кандидаты на уход с рынка. Если тарифы по ОСАГО не будут повышены, рынок «автогражданки» могут покинуть даже платежеспособные компании, которые откажутся работать в убыток, предупреждают страховщики.

 

Сбалансированные продажи


В 2014 году страховые компании заключили более 7,5 млн договоров ОСАГО, что на 14% меньше, чем в 2013-м, сообщили в Моторном (транспортном) страховом бюро (МТСБУ). «Основными причинами уменьшения количества заключенных договоров стали события, связанные с АТО, аннексией Крыма, старением парка автомобилей, заметным подорожанием горюче-смазочных материалов и уменьшением объемов торгового и туристического бизнеса», – сетуют в МТСБУ.

 

Несмотря на сокращение количества застрахованного транспорта, объем страховых премий вырос на 1,2% благодаря росту средней стоимости полиса на 16%: еще в июне бюро рекомендовало отказаться от заключения договоров ОСАГО по минимальным коэффициентам. Это позволило поднять стоимость «автогражданки», формально не меняя утвержденные государством тарифы.

 

При этом выплаты страховщиков снизились: количество полученных требований о страховом возмещении упало на 6,6%, а объемы возмещения – на 4,8%. Пострадавшим в ДТП страховщики выплатили 973,7 млн грн, из которых 31 млн грн – за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, а 942,7 млн грн – имущественный ущерб. В установленный законодательством срок до 90 дней выплачено всего 37,8% суммы, за 91-120 дней – 16,1%, в срок свыше 120 дней – 46,1%.

 

Чистка рядов


Однако главной тенденцией года стала «чистка» рынка. Его покинули 18 страховщиков. Среди них были компании, которые добровольно вышли из членов МТСБУ, например, «Крымская страховая компания» и «Лемма»; компании, исключенные за неформирование необходимого базового гарантийного взноса в фонд защиты потерпевших («Наста», «Остра», «ИнтерЭкспресс»). Или же это были страховщики, ставшие неплатежеспособными в течение года: например, входящие в топ-10 рынка «автогражданки» СК «Гарант-Авто» и «Гарантия», в которые были введены временные администрации. Сейчас полисы ОСАГО продают 62 страховщика.

 

В этом году уход с рынка страховых компаний может продолжиться. «На 12 февраля базовый гарантийный взнос сформирован всеми страховщиками – членами бюро, кроме шести компаний. В отношении этих страховщиков генеральным директором бюро были применены санкции в соответствии с нормами устава бюро», – сообщили в пресс-службе МТСБУ. С 5 ноября 2014-го они должны были увеличить базовый гарантийный взнос до 500 тыс. евро по курсу 2012 года. О переоценке фондов по нынешнему курсу евро, который втрое выше, речь пока даже не идет.

 

Некоторые компании уже неплатежеспособны. В МТСБУ проанализировали финансовые отчеты страховщиков-членов и установили, что почти у каждого пятого страховщика было недостаточно активов для выполнения страховых, долгосрочных и текущих обязательств. «Мой анализ, сделанный по результатам девяти месяцев, показывает, что в 13 компаниях недостаточный уровень урегулирования дел и высокий уровень выплат. Применение новой методики мониторинга финансового состояния страховщиков, утверждение которой вынесено на общее собрание членов бюро в марте, показывает, что у восьми компаний наблюдаются высокие коэффициенты, которые сигнализируют о том, что эти СК находятся в зоне серьезного риска», – рассказывает президент МТСБУ, глава правления СО «Ильичевское» Юрий Гришан.

 

Ресурс иссяк


В этом году количество «проблемных компаний» может вырасти. «Рост курса доллара повлечет за собой увеличение выплат по «автогражданке». Резкий скачок выплат будет наблюдаться со второй половины мая, когда компании начнут платить возмещение по ДТП, которые произошли в феврале», – говорит глава правления СК «Княжа» Дмитрий Грицута. «Нынешняя ситуация в сегменте ОСАГО – бомба замедленного действия. Перед МТСБУ и регулятором нужно ставить вопрос о повышении тарифов. Но даже новые тарифы не смогут решить накопившиеся на рынке проблемы», – отмечает первый вице-президент СК «АХА Страхование» Андрей Перетяжко.

 

Более того, от работы в сегменте «автогражданки» могут отказаться даже платежеспособные СК. Первой ласточкой в прошлом году стала СК «Allianz Украина», свернувшая розничный бизнес. «Пока страховщики готовы терпеть убыточность ОСАГО. И сейчас, когда курс доллара постоянно растет, никто не принимает никаких решений. Но как только ситуация стабилизируется, мы сможем увидеть серьезные ротации даже среди лидеров по ОСАГО. Хотя ОСАГО сегодня, по сути, является единственным страховым продуктом, на который есть стабильный спрос», – говорит Дмитрий Грицута. «Мы пересмотрели планы в сегменте «автогражданки» еще полгода назад. Объемы продаж у нас даже уменьшились: мы продаем ОСАГО только в комплекте с КАСКО. Но даже мы сейчас работаем в убыток», – говорит Андрей Перетяжко.


Автор: Виктория Руденко