Рост демпинга на страховом рынке Украины, особенно по обязательным видам страхования, может привести к большим проблемам, в результате которых в первую очередь пострадают клиенты страховых компаний, отмечает директор Страхового общества "Ильичевское" Юрий Гришан.
Украинский рынок страховых услуг характеризуется наличием значительного количества его участников, которые ведут жесткую конкурентную борьбу за сохранение и улучшение своих позиций на рынке. Такая ситуация приводит к тому, что страховые компании сталкиваются со множеством проблем, связанных, в первую очередь, с недобросовестными действиями конкурентов.
Так, СО "Ильичевское" столкнулось с тем, некоторые компании предлагали его сотрудникам в регионах комиссионные вознаграждения, противоречащие всем экономическим обоснованиям ведения страхового бизнеса. В частности, страховая компания «Добробут» предлагала сотрудникам подразделения общества в г. Ровно вознаграждения по ОСАГО в размере 50% от полученных страховых платежей, страхования имущества - 70%, в Днепропетровске – ОСАГО - 40%, в Симферополе - ОСАГО - 45%, в Запорожье - ОСАГО - 47%. Более того, в Крыму и Ровно поступали предложения перейти на работу всем подразделением во главе с руководством под высокий оклад и комиссионные 40-70% в зависимости от объема продаж. Причем, НФСК "Добробут" официально в интернете размещала информацию о таких размерах комиссионных.
И такие случаи не единичны. В последнее время Интернет переполнен предложениями некоторых страховщиков по скидкам до 35% при заключении договора ОСАГО и комиссионного вознаграждения до 47% от полученного платежа, что нарушает Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств".
"А это означает, что необоснованно завышенные обещанные вознаграждения, которые и являются основной причиной демпинга, становятся на Украинском страховом рынке нормой. Это должно насторожить не только объединения страховщиков, но и регулятора, ведь от таких жаждущих немедленного обогащения страховых компаний в первую очередь пострадают клиенты, а, следовательно, будет подоврано доверие ко всему институту страхования в Украине. Огромный, установленный МТСБУ граничный срок урегулирования страховых случаев по ОСАГО для расчета показателя качества урегулирования, используемый при оценке финансового состояния членов МТСБУ – 150 дней со дня ДТП – уже нарушается рядом страховщиков, что говорит о их неплатежеспособности. В то время как наша компания сократила срок урегулирования по сравнению с 2010 годом до 30 дней с момента подачи потерпевшими заявления, хотя они и не наши клиенты. Наши же клиенты вынуждены ждать 150 и больше дней до получения возмещения от недобросовестных страховщиков,"- отмечает Ю. Гришан.
Кроме того, предоставление страховщиками таких условий по выплате агентского вознаграждения противоречит требованиям Постановления Кабинета Министров Украины № 358 от 04.06.1994 г., которым определен норматив на ведение страхового дела по обязательному страхованию имущества и ответственности в размере не более 20%.
Завышение законодательно определенного размера норматива на ведение дела в среднем до 50% приводит к недоформированию резервов будущих выплат и ставит под сомнение выполнение обязательств по выплате страхового возмещения по заключенным договорам страхования такими страховыми компаниями. Общеизвестным является тот факт, что недорезервирование - причина номер один банкротств страховых компаний во всем мире. А это значит, что такие страховщики обречены на банкротство.
Ю.Гришан также отметил, что СО "Ильичевское" уведомило Лигу страховых организаций Украины и Моторное (транспортное) страховое бюро о выявленных фактах недобросовестной конкуренции со стороны конкретной страховой компании и намерено при наличии, как и в данном случае, неопровержимой информации ставить в известность о такой работе страховщика не только игроков рынка, но и общественность. «Объединив усилия с другими страховыми компаниями, мы подготовили заявление в Антимонопольный Комитет Украины» - добавил он.
Как сообщила в интервью Интерфаксу президент Лиги Страховых Организаций Наталья Гудыма, Лига намерена исключать из своих членов страховые компании, которые строят свою работу на демпинге, огромных комиссионных, недобросовестной конкуренции.
По ее словам, вопрос об исключении компании, которая по информации членов Лиги предлагает завышенные комиссионные размером 40%-50% и более и демпингует на рынке ОСАГО, будет рассмотрен на ближайшем заседании 15 декабря.
Председатель правления СК "Глобус" VIG Владимир Ганчак, в интервью Интерфаксу отметил, что сегодня десятки страховых компаний, которые ведут недобросовестную конкуренцию. "НФСК "Добробут" сегодня ярко проявила себя как компания, которая идет путем демпинга, а именно безответственно дает огромные комиссионные. Поэтому к этой компании, как и другим подобным, необходимо срочно принимать меры", подчеркнул он.
Он также отметил, что такие компании компрометируют идею страхования и подрывают доверие граждан к нему. По его мнению, появление таких компаний стало возможным благодаря существующей нормативной базе, в частности Законом Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" и тому, что не были сделаны необходимые выводы после ухода с рынка СК "Страховые традиции" и "Вексель".
"Конечно, я за то, чтобы таких компаний сегодня не было, чтобы их публично исключили из объединений страховщиков и чтобы граждане-потребители увидели, что сообщество страховщиков здоровое и способно решать эти проблемы самостоятельно. С другой стороны, законодатель должен понять, что есть нормативные проблемы, которые надо срочно решать для того, чтобы такие компании больше не появлялись", - подчеркнул он.