Больше нет страха

Украинцы отказываются от страхования.

 

 

 

 

 


Экономический кризис вносит свои коррективы в работу страховщиков – количество заключаемых украинцами договоров сократилось почти во всех сегментах. Первыми его влияние ощутили компании, которые активно развивали розничное направление за счет сотрудничества с агентами – банками и торговыми сетями. Такая ситуация может вынудить некоторые СК отказаться от работы с населением.

 

Розничное страхование в Украине теряет популярность. «Результаты работы страховщиков за январь-август свидетельствуют об общем спаде рынка розничного страхования», – говорит президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.

 

По данным ЛСОУ, количество застрахованных по договорам добровольного медицинского страхования сократилось на 10,4%, страхования наземного транспорта (КАСКО) – на 21,5%, страхования туристов – на 20,5%, страхования от несчастных случаев – на 3,3%, «Зеленой карты» – на 1,2%, ОСАГО – на 13,2%. «Причинами такой динамики стало ухудшение макроэкономических показателей развития страны и торможение реформ на страховом рынке. Некоторые компании развивали розничное направление только за счет одного канала продаж. Зачастую это были либо автосалоны, либо банки. Сейчас оба направления практически не работают, что сразу отразилось на объемах привлекаемых премий и количестве заключенных договоров», – поясняет Александр Залетов.

 

В денежном эквиваленте падение было меньшим. Например, в сегменте КАСКО премии снизились на 15%, а ОСАГО – на 4%. В то же время сборы по «Зеленой карте» и страхованию выезжающих за рубеж, которые привязаны к курсу евро и доллара, даже выросли.

 

Движение затруднено


Наибольшее падение зафиксировано в сегменте автострахования. «В первую очередь – по КАСКО, как в залоговом сегменте, так и в свободном рынке. Банки практически прекратили кредитование на покупку нового автомобиля, и планам страховых компаний в этом сегменте, видимо, не суждено быть выполненными в 2014 году», – считает заместитель председателя правления СК «Альфа Страхование» Дарья Рогова.

 

По оценкам специалистов компании, в залоговом сегменте премии уменьшились на 20%. «На свободном рынке сборы остались на уровне прошлого года, но произошло это прежде всего не в связи с возросшим спросом на рынке, а по причине девальвации гривны и переоценки рыночной стоимости автомобиля», – объясняет Дарья Рогова. По данным отраслевого журнала Insurance Top, лидерами по автострахованию в розничном сегменте являются СК «АХА Страхование», «Уника» и «Арсенал Страхование».

 

Удерживать долю рынка страховщики пытаются за счет пролонгации действующих договоров. «Еще в прошлом году банки не так тщательно следили за пролонгациями договоров страхования своих клиентов и порой закрывали глаза на непродленный договор. У нас были примеры, когда среди залоговых автомобилей банка было застраховано всего 20% машин. Сегодня их количество выросло до 90%», – говорит директор департамента продаж СК «PZU Украина» Василий Дужак.

 

Пострадали и страховые компании, которые активно сотрудничали с торговыми сетями и продавали покупателям бытовой техники страховки от несчастного случая. Наиболее активными участниками в этом сегменте являются СК «Ингосстрах», «Арсенал Страхование» и «Альфа Страхование». Совокупно на долю банков и торговых сетей приходилось порядка 30% премий.

 

Розница больше не кормит


Падение премий и прекращение сотрудничества с рядом агентских сетей может подтолкнуть страховщиков к отказу от развития розничного направления. «Не исключено, что следствием стагнации розничного страхования станет сокращение региональных сетей и персонала страховщиков, а в некоторых случаях даже свертывание этого направления страхового бизнеса», – отметил Александр Залетов.

 

Однако участники рынка рассчитывают, что в сегменте банковского страхования еще можно работать. «Мы продолжаем развивать это направление, но приходится быть активнее, эффективнее и технологичнее, чтобы запускать новые проекты и продукты. В связи с тем что банки перенесли свое внимание с автострахования на потребительское кредитование и расчетно-кассовое обслуживание, банковское страхование стало более интересным для многих банкиров, которые раньше из-за невысокой доходности не хотели даже начинать думать об этом», – объясняет Дарья Рогова.

 

Более того, некоторые СК даже в этой ситуации продолжают наращивать объемы премий. «По итогам девяти месяцев мы увеличили объем привлекаемых премий на 17%. Общий прирост количества договоров за этот период составил около 33%. Наибольшая потеря динамики произошла в сегменте страхования КАСКО: рост в этом виде страхования составил всего 2%, что не является критическим из-за относительно невысокой доли – 30% – КАСКО в страховом портфеле. В более сложной ситуации оказались компании, у которых вес КАСКО в портфеле превышает 50%», – говорит Василий Дужак.


Автор: Виктория Руденко