Страховщики хотят страховать финансовые риски туроператоров.
Страховщики и участники туристического рынка предлагают для защиты туристов от риска банкротства туроператоров обязать компании иметь финансовое обеспечение. Оно может выражаться как в фиксированной сумме, так и в проценте от оборота туроператора. Инициатива страховщиков не нравится небольшим участникам туристического рынка.
Украинская федерация страхования (УФС) предлагает в законодательстве прописать требование к туроператорам иметь финансовое обеспечение. Это может быть банковская гарантия или страховка. Уже подготовлен проект изменений в законы «О туризме» и «О страховании». «Существует два варианта имплементации: вносить изменения в ст. 15 действующего закона о туризме или ожидать, когда туротрасль подготовит новую редакцию закона с блоком по финансовым гарантиям», – объясняет генеральный директор УФС Галина Третьякова. Предложенные изменения предлагается ввести в действие с января 2015 года.
Риски прельщают
Страховщики хотят сами определять условия страхования туроператоров. «Это может быть страхование ответственности туроператора или же страхование его финансовых рисков. Главное отличие для нас заключается в том, что в случае если будет застрахована ответственность, мы не сможем предъявить регресс. Если же будут застрахованы финриски, то мы сможем компенсировать часть средств, которые выплатили потерпевшим», – объяснил председатель правления СК «Европейское туристическое страхование» Мирослав Бойчин.
По словам президента Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ) Александра Новиковского, размер финансового обеспечения будет зависеть от размера компании. «Еще несколько лет назад мы разработали градацию и предложили размер страховой суммы от 250 тыс. евро до 1 млн евро», – уточнил он.
Страховой тариф по этому виду страхования может составлять от 1% до 3% страховой суммы, говорят FinMaidan страховщики. «Например, в Польше изначально тариф был установлен в размере 3%, но со временем, когда ситуация на туристическом рынке стабилизировалась, он был снижен до 1%. В то же время в России, где компании изначально страховали по 0,9%, после ряда банкротств они повысили цены на свои услуги до 2,5%», – рассказывает Мирослав Бойчин. По его подсчетам, чтобы иметь финансовое обеспечение в размере 250 тыс. евро даже при тарифе 2%, туроператору придется заплатить около 5 тыс. евро в год, или 400-420 евро в месяц: «Это не такие уж и большие деньги, учитывая, от каких рисков компания себя защищает».
Для этих целей нет необходимости создавать страховой пул. «Страховщики сами разберутся, да и цель создания пула не просматривается», – считает Галина Третьякова. Выбирать, с какой компанией работать, будут сами туроператоры. «Лимиты ответственности в этом страховании высокие, и не думаю, что небольшие компании согласятся брать на себя такие риски», – говорит Мирослав Бойчин.
Размер имеет значение
Крупные туроператоры поддерживают инициативу. «Мы уже давно застраховали свою ответственность на 50 млн грн. Мне кажется, блокировать инициативу будут туроператоры, которые работают в тени», – считает коммерческий директор TezTour Аркадий Маслов.
Однако против такого предложения выступают и небольшие участники рынка. «Если мы будем платить 400-420 евро в месяц за страховку, нам просто не будет смысла работать вообще. При этом мы стабильно работаем уже почти 20 лет. Последняя рекламация у нас была 5 лет назад», – говорит директор туроператора «Аэролакс» Мария Цихоцкая.
В качестве альтернативы АЛТУ предлагает установить размер лимита ответственности в размере процента от оборота туроператора. «Нам между собой нужно решить, сколько это будет: 1%, 3% или 5%», – говорит FinMaidan Александр Новиковский.
К тому же зачастую туроператор не может выполнить свои обязательства перед клиентами, если проблемы возникают у авиаперевозчиков. «От банкротства не застрахован ни один авиаперевозчик. При этом такие прецеденты есть как в мире, так и в Украине. При обсуждении изменений в законодательство также стоит поднять вопрос, нужно ли авиакомпаниям страховать риск своего банкротства», – отмечает директор авиационного агентства Airlife Елена Битюкова.
Автор: Виктория Руденко