В десятке крупнейших страховщиков продолжаются ротации.
По итогам I полугодия крупнейшие страховые компании смогли практически полностью компенсировать падение премий, наблюдавшееся в начале года, а некоторым удалось даже увеличить объемы бизнеса. Потеря рынка грозит компаниям, не успевшим вовремя диверсифицировать портфель и каналы продаж.
Рисковые страховые компании, занимающиеся классическим страхованием, в январе-июне привлекли от страхователей 5,65 млрд грн, что на 3,34% меньше, чем годом ранее. «Премии компаний, которые входят в топ-20, сократились всего на 2,3% и составили 4,2 млрд грн», – подсчитал президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.
Больше всего премий удалось привлечь СК «Уника» – 354,3 млн грн (+27,8%). В прошлом году лидером была СК «Кремень», однако сейчас компания не обнародует информацию о своих финансовых показателях. Из топ-10 нарастить объемы бизнеса смогли также Украинская страховая группа (+11,9%), СГ «ТАС» (+7,4%), компании «Ингосстрах» (+3,6%), «Арсенал Страхование» (+1,8%) и «Альфа Страхование» (+0,5%).
Основной рост премий «Уники» пришелся на I квартал. В апреле-июне СК привлекла чуть меньше премий, чем в январе-марте. Компания активно развивает автострахование и ДМС, получив от них 132 млн грн и 62 млн грн соответственно. Подняться в рейтинге на одну позицию удалось СК «Арсенал Страхование» и «Альфа Страхование». В «Альфа Страховании» зафиксировали рост премий по ДМС, страхованию выезжающих за рубеж и ОСАГО. «Есть увеличение в сегменте страхования предметов залога. К сожалению, фиксируем снижение сборов по КАСКО, в частности незалоговых автомобилей», – отметили в компании.
Наибольшие потери понесли «Аска» (-31,1%) и «Инго Украина» (-15,5%). «Снижение динамики сбора премий было плановым и связано с отложенной пролонгацией нескольких крупных договоров по корпоративному страхованию имущества, что привело к уменьшению суммы собранных премий в этом сегменте на 21%», – рассказал предправления «Инго Украина» Игорь Гордиенко. Компания сократила активность в ряде убыточных видов страхования, в частности в сегменте ДМС (-23%).
«Аска» во II квартале частично компенсировала 59-процентное падение в начале года, из-за чего покинула десятку лидеров. Теперь же «Аска» вернулась в нее, заняв 8-ю позицию.
Претенденты на лидерство
Темпы роста объемов бизнеса у компаний, которые входят в топ-20, намного выше. Например, «Allianz Украина» увеличила сборы на 30,7%, «Княжа» – на 27,4%, «Универсальная» – на 20,9%, «PZU Украина» – на 13,6%. «Мы не концентрируемся на отдельных продуктах и каналах продаж, а стремимся сохранить баланс портфеля. Это позволяет гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Компании, специализирующиеся на отдельных направлениях, сейчас серьезно рискуют, не имея возможности перекрыть потери. Ведь структуру продаж, которая выстраивается годами, невозможно за полгода переориентировать на другие сегменты», – говорит директор департамента продаж СК «PZU Украина» Василий Дужак. За шесть месяцев «PZU Украина» увеличила премии в розничном сегменте на 10%, в корпоративном – на 20%.
«Ранее мы были сосредоточены на корпоративном бизнесе, а с 2013 года стали уделять все больше внимания рознице. Активнее всего у нас развивается автострахование – это основной и наиболее популярный вид страхования у физлиц. Объемы выросли более чем в три раза по сравнению с I полугодием 2013-го. По страхованию имущества и личным видам портфель вырос более чем на 10%», – рассказывает генеральный директор СК «Allianz Украина» Гарри Андреасян. По данным компаний, в розничном бизнесе положительная динамика наблюдается также в туристическом страховании и в сегменте «Зеленой карты». «На 17% вырос объем продаж в страховании некредитного жилья в агентской сети», – отметил Василий Дужак.
В корпоративном сегменте зафиксирован значительный рост в ДМС, страховании грузов и агростраховании. «У нас было незначительное снижение объемов по страхованию морского, ж/д, авиатранспорта и грузов, но это связано с непролонгацией одного контракта, а не какими-то рыночными трендами», – объяснил Гарри Андреасян.
В надежде на лучшее
Страховщики надеются, что во II полугодии рынок избежит сильного падения. «До конца года нынешняя тенденция на рынке сохранится. Учитывая потерю крымских премий и частично в Донецкой и Луганской областях, рынок продолжит свое падение. Тем не менее страховщики, которые оказались устойчивыми к стрессовой ситуации в стране, могут закрепить успех. Вряд ли это произойдет за счет отдельных видов страхования. Ключевым фактором будет ситуация на востоке страны», – считает Василий Дужак. «Ожидаем рост продаж в ДМС, страховании выезжающих за рубеж и ОСАГО, снижение может быть по КАСКО», – рассказали в СК «Альфа Страхование».
Ротации лидеров участники рынка не ожидают. «За счет ухода неплатежеспособных компаний с рынка освобождаются ниши, происходит перераспределение между другими игроками», – считают в «Альфа Страховании». Кроме того, терять бизнес будут те СК, которые основной объем премий привлекали в восточных регионах, в частности в Донецкой и Луганской областях.
Автор: Виктория Руденко