«Гарант-Авто» обещает исправиться

Проверка одного из крупнейших участников сегмента ОСАГО – СК «Гарант-Авто» – показала, что финансовое состояние компании улучшается. Поэтому решение о введении временной администрации из-за долгов перед клиентами, обсуждаемое в комиссии уже несколько недель, вновь отложено.

 

 

 

В МТСБУ считают, что таким образом Нацкомфинуслуг берет на себя ответственность за судьбу страховщика.

 

Сложная история


Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг, завершила внеочередную проверку деятельности СК «Гарант-Авто». Инициатором инспекции выступило Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ). Еще 3 июня президиум бюро обратился к Нацкомфинуслуг с просьбой изучить ситуацию в страховой компании. «Мы рекомендовали комиссии обратить внимание на семь страховых компаний. У шести из них показатели работы неудовлетворительные уже на протяжении четырех кварталов, а в СК «Гарант-Авто» мы заметили резкое ухудшение показателей», – рассказала генеральный директор МТСБУ Наталья Гудыма.

 

Страховщик, входящий в топ-5 рынка ОСАГО, оказался лидером по количеству жалоб других страховщиков в связи с невыплатой денег по регрессным искам, сообщила замглавы комитета по управлению рисками МТСБУ Людмила Белошицкая. «Эта компания на протяжении довольно длительного времени находится в красной зоне относительно показателей достаточности и качества активов, а также по количеству жалоб клиентов, – говорит Людмила Белошицкая. – И приняв во внимание ситуацию в целом, у «Гарант-Авто» должны были отобрать лицензию и ввести временную администрацию, чтобы максимально сохранить имеющиеся активы».

 

Однако регулятор финансового рынка не спешит с введением временной администрации в «Гарант-Авто». В июле этот вопрос дважды обсуждался на заседании правления Нацкомфинуслуг. «На прошлой неделе, 10 июля, временную администрацию намеревались ввести сразу в две компании – в «Гарант-Авто» и «Гарантию». Относительно «Гарантии» такое решение было принято, а по просьбе представителей «Гарант-Авто» рассмотрение их вопроса отсрочили до 17 июля», – рассказал источник в Нацкомфинуслуг.

 

Но и в этот день принятие решения было отложено. «Руководство «Гарант-Авто» пообещало в кратчайшие сроки восстановить платежеспособность компании. Мы дали ей срок две недели. Все-таки наша задача – не карать страховщиков, а добиться от них выполнения обязательств. Если в течение двух недель «Гарант-Авто» не погасит задолженность перед клиентами и не будет докапитализации, то в компанию будет введена временная администрация», – сообщили FinMaidan в пресс-службе Нацкомфинуслуг.

 

Жалобное дело


Даже без обращения МТСБУ у регулятора были причины для внеплановой проверки. За пять месяцев в Нацкомфинуслуг поступило на страховщика более 70 жалоб от населения. Компания с 1 января 2013 года по 1 июня 2014-го несвоевременно выплачивала либо же не выплачивала страховые суммы по заключенным договорам страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Общая сумма такой задолженности составила 850 тыс. грн, сообщил источник в Нацкомфинуслуг. В апреле-мае прекращены выплаты работникам двух отделений ЗАЗ по договорам добровольного медицинского страхования на общую сумму 67,5 тыс. грн.

 

Благодаря проверке, проведенной с 11 по 27 июня, регулятор установил, что в январе-июне СК нарушила условия своевременной выплаты страховых сумм по 2147 договорам «автогражданки» и 1284 договорам добровольных видов страхования. При этом непогашаемая более трех месяцев задолженность компании перед клиентами (включая пеню за просрочку) составила 14,6 млн грн. Кроме того, в январе-апреле у «Гарант-Авто» были недоформированы страховые резервы: на 13 февраля не хватало 66,6 млн грн, на 14 марта – 79,6 млн грн, на 16 апреля – 9,7 млн грн.

 

К маю резервы были сформированы в полном объеме, а 17 июня набсовет «Гарант-Авто» уволил по согласию сторон главу правления Сергея Балкового, который занимал эту должность с 14 марта. Исполняющей обязанности руководителя стала Юлия Носова. «После этого новое руководство обратилось к нам с просьбой временно не применять санкции», – уточнила Наталья Гудыма.

 

Руководство «Гарант-Авто» было вызвано на заседание Нацкомфинуслуг. «Вчера состоялось заседание комиссии, на котором, в частности, рассматривались вопросы, которые касаются и деятельности нашей компании. На этом заседании присутствовал председатель правления и главбух «Гарант-Авто». Они были специально приглашены для отчета о состоянии компании и предпринимаемых мерах. Для «Гарант-Авто» разработана и реализуется программа финансовой поддержки со стороны акционеров. В частности, один из траншей планируется завести уже на следующей неделе. Также есть взаимопонимание с регулятором, и нас поддерживают в реализации данной программы», – сообщили в компании. Детали программы в компании раскрывать отказались.

 

Поиск решения


В марте 85% акций «Гарант-Авто», которые контролировались собственником «Укравто» Тариэлем Васадзе, были выкуплены компаниями, связанными с GFM Group и Городским коммерческим банком. В «Гарант-Авто» связь с этим банком не признают. «Наши акционеры – группа иностранных инвесторов. Родственные связи с Городским коммерческим банком отсутствуют. У нас с ним только партнерские отношения», – сказали в компании.

 

По данным Нацкомфинуслуг, в марте компания «Гарант-Авто» заключила кредитный договор с Городским коммерческим банком на 42 млн грн. «Возможно, именно средства этого краткосрочного займа компания направила на доформирование страховых резервов и погашение задолженности перед клиентами и кредиторами. Надеемся, что задолженность будет погашена. Но этого мало. Соотношение активов и обязательств не изменилось. Нужна комплексная программа по оздоровлению страховщика», – говорит Людмила Белошицкая.

 

Регулятор несет ответственность


МТСБУ не знают план руководства страховщика. «Возможно, регулятору был представлен план оздоровления, поэтому решение о введении временной администрации отложили. Комиссия в таком случае должна взять на себя ответственность, чтобы через полгода эта компания не стала банкротом, поскольку тогда уже все активы будут утеряны, и это ляжет на плечи МТСБУ», – отмечает Людмила Белошицкая.

 

По данным МТСБУ, «Гарант-Авто» по итогам пяти месяцев занимала 8-е место по количеству проданных полисов – привлекла 29,4 млн грн. Выплатила на этот период 9,2 млн грн. «Сейчас у страховщика есть поддержка в виде банка. В компанию зашли хорошие финансисты: они почистили баланс, сократили расходы, сформировали резервы, правда, пока непонятно, живыми деньгами или «раздутыми» активами. Внешне все выглядит неплохо. Но страховым бизнесом там никто не занимается. Насколько мне известно, они намерены сотрудничать с несколькими банками. По сути это и будет весь их бизнес», – рассказал один из участников страхового рынка.

 

Авторы: Виктория Руденко, Леся Выговская