Президиум МТСБУ утвердил «дорожную карту» развития «автогражданки».
Страховщикам обещают до конца 2015 года внедрить электронный полис и «прямое урегулирование», а также перейти к свободному ценообразованию. Эти инициативы содержатся в «дорожной карте» Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, но для их внедрения нужен пошаговый план, иначе инициативы не будут реализованы.
Президиум Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) утвердил «дорожную карту» развития ОСАГО до конца 2015 года. Как сообщили FinMaidan участники заседания 3 июля, в течение полутора лет планируется реализовать рекомендации Deloitte относительно инвестиционной деятельности МТСБУ и корпоративного управления (см. «Страховщики изучат свои финансы»). Новая система управления рисками позволит выявлять членов МТСБУ, испытывающих финансовые трудности, еще до того, как страховщики станут неплатежеспособными.
В числе самых ожидаемых потребителями нововведений – внедрение электронного полиса и механизма прямого урегулирования, а также переход к свободному ценообразованию. «На основе «дорожной карты» будет разработан детальный план действий дирекции МТСБУ во II полугодии 2014 года. Его реализация возможна при конструктивной поддержке регулятора и совместных усилий заинтересованных участников рынка», – считает генеральный директор МТСБУ Наталья Гудыма. «“Дорожная карта” – это декларация, описывающая актуальные изменения, необходимые рынку. Каждое направление дорожной карты настолько глобально по своей сути, что реализация всех заявленных пунктов займет не менее года. Сейчас МТСБУ готовит детализированный план действий для реализации дорожной карты со сроками и критериями выполнения. Главное – правильно расставить приоритеты и шаг за шагом выполнять задуманное», – сказал член правления СК «PZU Украина» Виталий Щербина.
Резервы возьмут под контроль
Еще одним пунктом «дорожной карты» является внедрение механизма «связывания» резервов, который используется в системе «зеленая карта». С начала 2013 года страховщики – полные члены МТСБУ отчисляют по международным договорам от 45% до 55% страховых премий в Фонд страховых гарантий МТСБУ. Это практически помогло побороть демпинг в сегменте «зеленой карты». «Главная задача – связать часть полученных премий в «автогражданке», чтобы недобросовестные страховщики не могли демпинговать и платить неадекватно высокие комиссии. Несмотря на то что в «зеленой карте» такого рода механизм уже реализован, скопировать его для ОСАГО нельзя: на этом рынке ситуация сложнее», – говорит Виталий Щербина. Как сообщил источник в президиуме, рассматривается два варианта «связывания»: либо отчислять 30-40% от премий, либо 50%. «Окончательное решение будет принято после доработки инициативы комитетами МТСБУ», – уточнил Виталий Щербина.
Аналогичная схема борьбы с демпингом в сегменте ОСАГО предлагалась еще Борисом Визировым, как во времена его руководства МТСБУ, так и Нацкомфинуслуг. Например, в июне прошлого года дирекция бюро предлагала внедрить механизм связывания резервов как альтернативу повышению фиксированных отчислений в Фонд защиты потерпевших со 100 тыс. евро до 500 тыс. евро, которое все же вступило в силу с ноября 2013 года. Предлагалось сделать фиксированным только часть платежа – 1,5 млн грн, а остальное – 30-50% привлеченных по ОСАГО платежей (в зависимости от коэффициентов, которые компания использует при расчете тарифов и уровня убыточности). Основным плюсом схемы являлось то, что эти средства персонифицированные, и страховая компания может учитывать их при формировании резервов, выплачивать компенсации потерпевшим.
Впрочем, связывание резервов в сегменте ОСАГО поддерживают не все участники. «Самое большое разочарование будет, когда крупные компании, уровень выплат которых составляет 60-80%, станут банкротами и их резервы окажутся пузырем. А связывать их никто не будет, потому что их уровень выплат позволит им не перечислять дополнительное обеспечение», – говорит глава набсовета СК «Саламандра-Украина» Юрий Явтушенко. Взамен он предлагает связывать 50% от собранных премий. «Компания полностью надежна, если связано 80-100% необходимых средств. Удовлетворительным можно считать уровень 50-80%, критичным – не ниже 25%, а компании с худшими возможностями нельзя допускать к рынку ОСАГО», - отмечает Юрий Явтушенко.
Потерпевшим дадут шанс
Кроме того, президиум обратится в Нацкомфинуслуг с просьбой поддержать законопроект, позволяющий бюро начать выплаты пострадавшим с момента лишения страховщика лицензии на ОСАГО или открытия дела о банкротстве. Аналогичные обращения были направлены членам координационного совета МТСБУ и в парламентский комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. «Принятие этих изменений позволит максимально ускорить процесс получения возмещения жертвами проблемных страховых компаний, дела о банкротстве которых тянутся годами», – сказала Наталья Гудыма.
Напомним, 19 июня дирекция МТСБУ приняла решение не осуществлять регламентные выплаты до окончания процедуры ликвидации страховщика. «Согласно законодательству, средства в фондах МТСБУ не являются активами страховщика, а значит, не могут включаться в ликвидационный баланс. Кроме того в соответствии с положением о фондах МТСБУ выплата из фондов бюро осуществляется из общего фонда, а не из взноса конкретного страховщика», – объяснили в бюро. «Единогласное решение президиума поддержать законопроект – это попытка исправить ошибку в существующем законе, который не позволяет МТСБУ проводить выплаты пострадавшим до завершения процедуры банкротства. Дискуссии по этому вопросу на последнем заседании даже не возникало», – сказал Виталий Щербина.
Примечательно, что в тот же день, 4 июля, под стенами профильного парламентского комитета состоялся митинг потерпевших в ДТП, которые годами ждут выплат от МТСБУ за компании-банкроты. «Люди пришли с требованием защитить их интересы. Ведь неизвестно, когда предложенные президиумом изменения будут приняты: сейчас парламент занят другими задачами. А если будет перевыборы, то в ближайший год точно никто не будет заниматься этим законопроектом», – сказал Юрий Явтушенко.
Автор: Виктория Руденко