Автогражданка дорожает: что нужно знать водителям?

После почти трехлетнего перерыва тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности снова вырастут.

 

 

 


Координационный совет Моторного (транспортного) страхового бюро 29 апреля принял решение, согласно которому изменяется методика отчислений страховых компаний в Фонд защиты потерпевших. С 1 июня автомобилисты будут вынуждены платить за полис ОСАГО на 30% больше.

 

Этот вид страхования является обязательным согласно Закону Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности наземных транспортных средств". Страховая компания возмещает убытки третьим лицам (потерпевшим) в случае, если был нанесен ущерб их жизни и здоровью или имуществу в результате ДТП, которое произошло по вине владельца полиса ОСГПО.

 

В отношении транспортных средств, которые постоянно зарегистрированы в Украине и которые не подпадают под обязательный технический контроль полис заключается сроком на 1 год. Согласно Закону страховая сумма (лимит ответственности) по ущербу, нанесенному имуществу третьих лиц, установлена в размере 50 тыс гривен на одного потерпевшего. Страховая сумма (лимит ответственности) по ущербу, нанесенному жизни и здоровью третьих лиц составляет 100 тыс гривен на одного потерпевшего.

 

Стоимость Автогражданки зависит от:

  • типа транспортного средства и его основных характеристик: объема двигателя для легкового автомобиля, грузоподъемности для грузовых автомобилей и количества пассажирских мест для автобусов;
  • места регистрации транспортного средства;
  • периода использования транспортного средства;
  • сферы использования транспортного средства (частное или коммерческое);
  • водительского стажа лиц, допущенных к управлению транспортного средства;
  • срока действия полиса.

 

Для оформления Автогражданки нужны следующие документы:

  • удостоверение на право вождения транспортного средства;
  • паспорт гражданина Украины и идентификационный номер;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт);
  • документ, на основании которого вы имеете право получить полис на льготных условиях (при наличии такового).


Новая тарифная сетка

 

Последний раз стоимость ОСАГО менялась еще в сентябре 2010 года. Тогда базовый тариф, лежащий в основе цены полиса, снизился с 291,49 гривен до 180 гривен. В то же время, расширился "коридор" так называемых "корректирующих коэффициентов". Кроме того выросла ответственность страховой компании за убытки: с 25 тыс гривен до 50 тыс за ущерб имуществу и с 51 тыс гривен до 100 тыс за ущерб, причиненный здоровью. В итоге, для автовладельцев стоимость полисов выросла в 2-3 раза в зависимости от типа транспортного средства, территории и сферы его использования, а также стажа вождения.

 

"В связи с ростом стоимости восстановительных ремонта транспортных средств, поврежденных в результате ДТП, растут выплаты страховщиков по полисам ОСАГО. Установлены минимальные значения коэффициентов, в рамках утвержденных законом, обязательные для применения всеми страховщиками. Страховые тарифы в среднем вырастут на 30%. В том случае, если страховщик не будет придерживаться установленных минимальных значений коэффициентов при расчете страховых платежей, то для такого страховщика будут увеличены отчисления в Фонд защиты потерпевших (ФЗП)", - рассказывает директор центра страхования транспортных рисков СК "ПРОВИДНА" Юлия Очеретяная.

 

Также она добавила, что сегодняшние отчисления в ФЗП составляют 3% от объема всех платежей по всем заключенным полисам ОСАГО. Для страховщиков – "нарушителей" такие отчисления в ФЗП могут составить 20% (рост в 7 раз). И такие отчисления будут начислены не только по тем полисам, которые заключены с нарушениями, а по всем полисам страховщика, заключенным за месяц, в том числе и с правильными тарифами.

 

Нынешние изменения, на первый взгляд, менее глобальны, и направлены в первую очередь на борьбу с демпингом, который стал настоящей "болью" рынка ОСАГО. Однако они приводят к очередному удорожанию полисов "автогражданки".

 

"Не секрет, что некоторые страховщики сознательно предлагают клиентам максимальные скидки (в размере 50%) по коэффициенту "бонус-малус", которые при этом не отражают реальную убыточность клиента. Из-за демпинга такие страховщики, особенно, если они еще и своим агентам предлагают завышенные комиссионные, не могут формировать адекватные резервы для выплат. Со временем начинаются проблемы с выплатами. Их надо либо очень долго ждать, либо компания вообще "исчезает" и со временем объявляет себя банкротом. Таких примеров на рынке достаточно. Страдают в конечном итоге и потерпевшие в ДТП, которые остаются без возмещений или ожидают их годами, и виновники ДТП, которые нередко, несмотря на наличие полиса ОСАГО, компенсируют ущерб потерпевшим", - отмечает начальник отдела андеррайтинга страховой компании "Allianz Украина" Александр Яременко.

 

Сейчас же компании должны будут либо применять рекомендованные коэффициенты, получать за автогражданку больше и соответственно иметь деньги на резервирование, либо и дальше предлагать скидки, но при этом перечислять больше денег в фонд защиты потерпевших при МТСБУ (условие неприменения рекомендованных коэффициентов). Таким образом, автомобилисты в любом случае будут более защищены, чем раньше.


Изменение размера корректирующих коэффициентов

Еще одно изменение, которое касается автовладельцев напрямую - изменение размера корректирующих коэффициентов. Речь идет о коэффициенте К2, значение которого зависит от места регистрации транспортного средства; коэффициенте К3 (сферы использования транспортного средства) и К4 (водительский стаж). Координационный совет МТСБУ принял решение, что теперь значение К2 будет фиксированным, а не в рамках некоей "вилки" как это было раньше.

 

Также изменится коэффициент "бонус-малус" - это уровень скидки или надбавки клиентам в зависимости от истории их страхования. Например, если застрахованный водитель несколько лет не имел ДТП по своей вине, он мог рассчитывать на вполне законную скидку по ОСАГО до 50%. Если же часто становился виновником аварий — страховщик был вправе увеличить тариф почти в 2,5 раза. Теперь же значение "бонуса-малуса" также будет фиксированным, а не плавающим.

 

"Существует система скидок и надбавок (система бонус-малус) за безаварийную или наоборот аварийную эксплуатацию автомобиля. Так, за каждый год без аварий страхователь может заработать 5% скидки. Координационный совет МТСБУ ограничил размер скидки, которую сейчас могут предоставлять страховщики за безаварийный стаж водителя размером 20%", - подчеркивает Очеретяная.

 

В то же время, Александр Яременко добавляет, что, к сожалению, в Законе Украины "Про ОСАГО" порядок применения скидок-надбавок в зависимости от истории убытков написан неоднозначно.

 

"Например, договор страхования привязан к автомобилю и по нему покрываются все водители, которые управляют автомобилем с ограничением по стажу или без такового, а "бонус-малус" привязан к наличию или отсутствию убытков по вине застрахованного лица, которое даже не указано в договоре. Кроме этого, в законе не указан порядок, как определить были ли убытки у страхователя. Поэтому в пределах условий, которые предусмотрены законом, страховщики могут использовать разные подходы к предоставлению скидок "бонус-малус", например, не предоставлять эти скидки или предоставлять их только при продлении договора, а для всех новых клиентов не давать скидку. С другой стороны на рынке достаточно примеров предоставления максимальных возможных скидок всем клиентам", - резюмирует эксперт.

 

Более того, для обычного киевского водителя, у которого была скидка по "бонус малус" 20% (если он за год ни разу не попадал в аварию), полис подорожает только на 30%, а если была скидка 40% - то уже на 50%. Иными словам, если раньше в Киеве можно было купить "автогражданку" за 600-800 гривен в зависимости от объема двигателя, то теперь стоимость полиса у многих компаний повысится до 1 тыс. грн, а в городах-миллионниках и спутниках столицы - с 400-500 до 700 гривен.


Автор: Юлия Корнийчук