После почти трехлетнего перерыва тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности снова вырастут.
Координационный совет Моторного (транспортного) страхового бюро 29 апреля принял решение, согласно которому изменяется методика отчислений страховых компаний в Фонд защиты потерпевших. С 1 июня автомобилисты будут вынуждены платить за полис ОСАГО на 30% больше.
Этот вид страхования является обязательным согласно Закону Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности наземных транспортных средств". Страховая компания возмещает убытки третьим лицам (потерпевшим) в случае, если был нанесен ущерб их жизни и здоровью или имуществу в результате ДТП, которое произошло по вине владельца полиса ОСГПО.
В отношении транспортных средств, которые постоянно зарегистрированы в Украине и которые не подпадают под обязательный технический контроль полис заключается сроком на 1 год. Согласно Закону страховая сумма (лимит ответственности) по ущербу, нанесенному имуществу третьих лиц, установлена в размере 50 тыс гривен на одного потерпевшего. Страховая сумма (лимит ответственности) по ущербу, нанесенному жизни и здоровью третьих лиц составляет 100 тыс гривен на одного потерпевшего.
Стоимость Автогражданки зависит от:
- типа транспортного средства и его основных характеристик: объема двигателя для легкового автомобиля, грузоподъемности для грузовых автомобилей и количества пассажирских мест для автобусов;
- места регистрации транспортного средства;
- периода использования транспортного средства;
- сферы использования транспортного средства (частное или коммерческое);
- водительского стажа лиц, допущенных к управлению транспортного средства;
- срока действия полиса.
Для оформления Автогражданки нужны следующие документы:
- удостоверение на право вождения транспортного средства;
- паспорт гражданина Украины и идентификационный номер;
- свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт);
- документ, на основании которого вы имеете право получить полис на льготных условиях (при наличии такового).
Новая тарифная сетка
Последний раз стоимость ОСАГО менялась еще в сентябре 2010 года. Тогда базовый тариф, лежащий в основе цены полиса, снизился с 291,49 гривен до 180 гривен. В то же время, расширился "коридор" так называемых "корректирующих коэффициентов". Кроме того выросла ответственность страховой компании за убытки: с 25 тыс гривен до 50 тыс за ущерб имуществу и с 51 тыс гривен до 100 тыс за ущерб, причиненный здоровью. В итоге, для автовладельцев стоимость полисов выросла в 2-3 раза в зависимости от типа транспортного средства, территории и сферы его использования, а также стажа вождения.
"В связи с ростом стоимости восстановительных ремонта транспортных средств, поврежденных в результате ДТП, растут выплаты страховщиков по полисам ОСАГО. Установлены минимальные значения коэффициентов, в рамках утвержденных законом, обязательные для применения всеми страховщиками. Страховые тарифы в среднем вырастут на 30%. В том случае, если страховщик не будет придерживаться установленных минимальных значений коэффициентов при расчете страховых платежей, то для такого страховщика будут увеличены отчисления в Фонд защиты потерпевших (ФЗП)", - рассказывает директор центра страхования транспортных рисков СК "ПРОВИДНА" Юлия Очеретяная.
Также она добавила, что сегодняшние отчисления в ФЗП составляют 3% от объема всех платежей по всем заключенным полисам ОСАГО. Для страховщиков – "нарушителей" такие отчисления в ФЗП могут составить 20% (рост в 7 раз). И такие отчисления будут начислены не только по тем полисам, которые заключены с нарушениями, а по всем полисам страховщика, заключенным за месяц, в том числе и с правильными тарифами.
Нынешние изменения, на первый взгляд, менее глобальны, и направлены в первую очередь на борьбу с демпингом, который стал настоящей "болью" рынка ОСАГО. Однако они приводят к очередному удорожанию полисов "автогражданки".
"Не секрет, что некоторые страховщики сознательно предлагают клиентам максимальные скидки (в размере 50%) по коэффициенту "бонус-малус", которые при этом не отражают реальную убыточность клиента. Из-за демпинга такие страховщики, особенно, если они еще и своим агентам предлагают завышенные комиссионные, не могут формировать адекватные резервы для выплат. Со временем начинаются проблемы с выплатами. Их надо либо очень долго ждать, либо компания вообще "исчезает" и со временем объявляет себя банкротом. Таких примеров на рынке достаточно. Страдают в конечном итоге и потерпевшие в ДТП, которые остаются без возмещений или ожидают их годами, и виновники ДТП, которые нередко, несмотря на наличие полиса ОСАГО, компенсируют ущерб потерпевшим", - отмечает начальник отдела андеррайтинга страховой компании "Allianz Украина" Александр Яременко.
Сейчас же компании должны будут либо применять рекомендованные коэффициенты, получать за автогражданку больше и соответственно иметь деньги на резервирование, либо и дальше предлагать скидки, но при этом перечислять больше денег в фонд защиты потерпевших при МТСБУ (условие неприменения рекомендованных коэффициентов). Таким образом, автомобилисты в любом случае будут более защищены, чем раньше.
Изменение размера корректирующих коэффициентов
Еще одно изменение, которое касается автовладельцев напрямую - изменение размера корректирующих коэффициентов. Речь идет о коэффициенте К2, значение которого зависит от места регистрации транспортного средства; коэффициенте К3 (сферы использования транспортного средства) и К4 (водительский стаж). Координационный совет МТСБУ принял решение, что теперь значение К2 будет фиксированным, а не в рамках некоей "вилки" как это было раньше.
Также изменится коэффициент "бонус-малус" - это уровень скидки или надбавки клиентам в зависимости от истории их страхования. Например, если застрахованный водитель несколько лет не имел ДТП по своей вине, он мог рассчитывать на вполне законную скидку по ОСАГО до 50%. Если же часто становился виновником аварий — страховщик был вправе увеличить тариф почти в 2,5 раза. Теперь же значение "бонуса-малуса" также будет фиксированным, а не плавающим.
"Существует система скидок и надбавок (система бонус-малус) за безаварийную или наоборот аварийную эксплуатацию автомобиля. Так, за каждый год без аварий страхователь может заработать 5% скидки. Координационный совет МТСБУ ограничил размер скидки, которую сейчас могут предоставлять страховщики за безаварийный стаж водителя размером 20%", - подчеркивает Очеретяная.
В то же время, Александр Яременко добавляет, что, к сожалению, в Законе Украины "Про ОСАГО" порядок применения скидок-надбавок в зависимости от истории убытков написан неоднозначно.
"Например, договор страхования привязан к автомобилю и по нему покрываются все водители, которые управляют автомобилем с ограничением по стажу или без такового, а "бонус-малус" привязан к наличию или отсутствию убытков по вине застрахованного лица, которое даже не указано в договоре. Кроме этого, в законе не указан порядок, как определить были ли убытки у страхователя. Поэтому в пределах условий, которые предусмотрены законом, страховщики могут использовать разные подходы к предоставлению скидок "бонус-малус", например, не предоставлять эти скидки или предоставлять их только при продлении договора, а для всех новых клиентов не давать скидку. С другой стороны на рынке достаточно примеров предоставления максимальных возможных скидок всем клиентам", - резюмирует эксперт.
Более того, для обычного киевского водителя, у которого была скидка по "бонус малус" 20% (если он за год ни разу не попадал в аварию), полис подорожает только на 30%, а если была скидка 40% - то уже на 50%. Иными словам, если раньше в Киеве можно было купить "автогражданку" за 600-800 гривен в зависимости от объема двигателя, то теперь стоимость полиса у многих компаний повысится до 1 тыс. грн, а в городах-миллионниках и спутниках столицы - с 400-500 до 700 гривен.
Автор: Юлия Корнийчук