«Укрзализныця» хочет экономить на страховании пассажиров
Вместо личного страхования от несчастных случаев на транспорте в Украине может появиться страхование ответственности перевозчика. Такую инициативу страховщиков готов поддержать монополист железнодорожных перевозок – «Укрзализныця». Кроме того, руководство перевозчика планирует изменить условия проведения тендеров по отбору компаний для страхования имущества, грузов и ДМС. Цель монополиста – оптимизировать свои расходы.
Страховщикам переплачивают
Новое руководство «Укрзализныци» намерено изменить механизмы страхования своих рисков. «Мы перечисляем страховым компаниям только за страхование пассажиров 150 млн грн, а пострадавшим они выплачивают всего 6 млн грн. Мало того что это прекрасное поле для коррупции, так ведь еще цинично боремся на стороне страхующих компаний за сокращение выплат пассажирам. При этом собственные риски в отношении безопасности движения полноценно не страхуем», – объяснил первый заместитель генерального директора «Укрзализныци» Максим Бланк.
В Украине действует обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на железнодорожном транспорте. Каждый пассажир в момент покупки билета на поезд платит страховщику от 1,5% до 3% от стоимости проезда, включенных в цену билета. Страховая сумма составляет 102 тыс. грн – 6 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. То есть если стоимость билета составляет 200 грн, то за страховку придется заплатить от 3 до 6 грн в зависимости от рейса. Всего, по данным Нацкомфинуслуг, в 2013 году страховые компании собрали благодаря личному страхованию от несчастных случаев на транспорте 174,5 млн грн премий.
При этом выплаты в этом сегменте очень незначительные. СК выплатили всего 7,26 млн грн: по 371 случаев из 97,9 млн договоров было принято решение о выплате возмещений. Средний размер выплаты составляет 19 555 грн.
Несоразмерность премий и выплат была заложена при внедрении этого вида страхования. Поэтому значительную часть средств страховщики должны возвращать перевозчику. Согласно постановлению Кабмина № 959 от 14 августа 1996 года, если общая сумма страховых премий, выплаченная страховщику железной дорогой, превышает сумму полученных от нее выплат, то страховщики возвращают страхователю до 50% уплаченных премий. Эти средства должны идти на профилактические мероприятия по снижению дорожно-транспортного травматизма.
Однако такой механизм страхования неэффективен. «Получить право страховать пассажиров «Укрзализныци» даже крупным компаниям было непросто: по формальным причинам их не допускали к участию в тендерах. Кроме того, перевозчик, действовавший как агент, требовал комиссию, размер которой официально составлял 15% от суммы премий, но по факту иногда достигал 80%», – рассказал один из участников рынка. Основным игроком в сегменте страхования пассажиров железнодорожного транспорта в последнее время являлась СК «Доминанта», собственников которой связывают с прошлой властью. В декабре 2013 года страховать пассажиров Hyundai и Skoda начала СК «Нефтегазстрах».
Урезание премий
Как сообщил #FinMaidan один из участников прошедшей вчера встречи страховщиков с «Укрзализныцей», железнодорожный монополист рассматривает два варианта. Первый – изменить условия тендера, сделав их «более прозрачными», и пересмотреть тарифную политику. «Они считают, что если выплаты по этому виду составляют 6 млн грн, то премии должны быть не более 8-10 млн грн», – объяснил собеседник. Изменить тариф несложно: необходимо внести изменение в постановление Кабмина от 1996 года. Обсуждение требований к участникам тендеров Максим Бланк пообещал сделать публичным. «Они будут опубликованы на сайте УЗ», – заверил менеджер.
Второй вариант изменения механизма страхования требует более длительной подготовки. Предлагается заменить личное страхование пассажиров на страхование ответственности перевозчика. «При таком подходе можно будет получать возмещение не только за вред, нанесенный жизни и здоровью пассажиров, но и компенсацию, например, за утерянный или поврежденный багаж», – рассказал заместитель председателя правления СК «Оранта-Жизнь» Рустем Галиев.
Эта идея не нова: в 2007 году Минтранс разработал предложения по переходу от страхования несчастных случаев на транспорте к страхованию перевозчиков. Эти инициативы были даже оформлены как законопроект, но были отправлены правительством на согласование и так и не были реализованы. В «Укрзализныце» решили за основу взять законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», подготовленный Лигой страховых организаций Украины. В прошлом году этот документ был разослан во все профильные ведомства, но в парламент его никто не подал. «Надеемся, что сейчас дело пойдет быстрее», – отметили в организации.
Стоит заметить, что принятие некритических законов в нынешнее время – непростой процесс. «Как вариант, участники рабочей группы предложили обязать всех перевозчиков заключать договора добровольного страхования ответственности – это должно стать условием осуществления перевозок», – рассказала участница рабочей группы Наталья Барсук.
Экономия на страховании
Изменения коснутся и других видов страхования: страхования перевозимых грузов, имущества «Укрзализныци» и добровольного медстрахования. «Сейчас УЗ содержит сеть собственных медучреждений, а также платит за медстрахование своих сотрудников. Очевидно, что платить дважды – довольно дорого», – говорит Наталья Барсук. «В свое время перед такой же дилеммой стояла группа СКМ, но со временем группа перешла на классическое ДМС», – отметил Рустем Галиев.
По какому пути пойдет УЗ, пока непонятно. Застраховать всех сотрудников по рыночным ценам будет дороже нынешних затрат, к тому же этот вид страхования убыточный, поэтому мало кто из страховщиков согласится застраховать весь штат железной дороги. В то же время УЗ вряд ли захочет терять свою сеть медучреждений, где налажен полный цикл медобслуживания, ведь это позволяет оптимизировать часть расходов на медобслуживание сотрудников.
Будут пересмотрены и требования к страхованию имущества. «Руководство УЗ не исключает возможности комплексного страхования. Например, если компания заключает убыточные договора медстрахования с УЗ, то в нагрузку ей будут давать страхование ответственности или имущественное страхование», – сказал Рустем Галиев. Учитывая, что объемы рисков УЗ очень большие, их будут делить между несколькими участниками рынка.
Автор: Виктория Руденко