Украинские страховщики без особых утрат пережили 2009 и 2010 годы, которые большинство аналитиков окрестили «черными» не только лишь для страхования, но и для большинства отраслей украинской экономики.
Однако, обстановка в страховых компаниях далека от «безоблачной»: страховые платежи продолжают падать, убытки у некоторых страховых компаний зашкаливают и близятся к 100%, с адекватным урегулированием страховых случаев до сих пор трудности, а численность компаний, которые занимаются только одним им известными вещами, но точно уж не страхованием, только растет.
Оптимисты утверждают, что 2011 год будет временем настоящего восстановления страхового рынка, который, может быть, даже по показателям сравняется с докризисным годом. Однако предначертано ли этим вещам осуществиться?
Во-первых, отсутствует основная предпосылка для подъема рынка: клиентский спрос. Страхователи испытывают огромное сомнение к страховым компаниям. Кроме всего, реальный спрос достаточно низок, и большинство покупателей страховых услуг, у которых договора страхования уже приостановили свое действие ввиду окончания срока страхования, серьезно думают о том, чтобы не продолжать их действие в дальнейшем. Такая же ситуация с заемщиками банков, которые погасив кредит, в дальнейшем продолжении страхования своего имущества не видят смысла. Стоит помнить так же о том, что Украина достаточно тесно связана с явлениями в мировой экономике. И опасность следующей волны рецессии, в особенности в «евросоюзном» регионе, при оправдании данного сценария имеет возможность достаточно сильно затронуть нашу страну в том числе. Потому, никак не исключено, что динамика страхового рынка в этому году будет на уровне 2009-2010 годов, а подъем если и будет, то незначительным, на уровне 5-15%.
Во-вторых, наполеоновские намерения Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины по «зачистке» страхового рынка, целью которых было избавиться от «плохих» страховых компаний и позволить работать только "хорошим", так и не реализовались. И это не учитывая тот факт, что Госфинуслуг грозилась воплотить собственный план несколько раз и под различными предлогами (будь то полная ревизия всего страхового рынка, аудиторские проверки). Однако, результата, не считая возмущений и скандалов со стороны страховых компаний, это вовсе не дало. И есть большие подозрения, что в нынешнем 2011 году численность "плохих" компаний на рынке значительно не уменьшится. Разве что будет иметь место незначительный отток тех страховщиков, которые сами решат свернуть свою "лавочку" самостоятельно, а так же просто тех, которые не будут в состоянии работать по "правилам" Налогового кодекса.
В-третьих, автострахование наверняка так и останется основным видом, на который станут делать ставку страховщики, так как транспортное страхование дает страховым компаниям большую долю премий, и отказаться от них – равноценно погибели. В особенности данное относится к "автогражданке", которая после увеличения цены стала для большинства компаний главным видом страхования, и как раз ОСАГО в 2011 году станет выходить на 1-ый план. Другое дело, как это все скажется на убыточности и платежеспособности страховщиков? Так как значительная доля автострахования (40-50% и больше) в портфеле страховщика – это большой риск возможной дестабилизации работы самой компании, который имеет возможность в союзе с не адекватной тарифной политикой довести страховщика, даже самого крупного и стабильного, до банкротства.
В-четвертых, есть вариант, что некоторые страховые компании, которые так и не смогли справиться с уменьшением страховых платежей, сокращением резервов и растущими объемами страховых возмещений, вынуждены будут прильнуть к более сильным и стабильным страховым компаниям или продаться за копейки. Наверняка продолжится тренд концентрации рынка, который приведет к тому, что большая часть рынка будет принадлежать крупнейшим 20-30 страховым компаниям.
В-пятых, ввиду того, что 2010 год стал некоторым затишьем в динамике страховых тарифов, никак не исключено, что в этом году страховые тарифы пересмотрит большинство участников рынка. Если брать стоимость того же медицинского страхования (ДМС), то увеличение его стоимости прогнозировали еще в конце 2010 года. Что до "каско", то тут обстановка во многом станет находиться в зависимости от динамики кредитного и автомобильного рынков, а еще и от убыточности страхования. Потому, ежели увеличение стоимости и не окажется повсеместным, то у некоторых страховщиков тенденция к таковому все равно может иметь место, предположительно на 10-20%.
Конечно же предвидеть обстановку на страховом рынке очень трудно. Однако, ежели учитывать, что по существу радикальных нововведений ни в регуляторном, ни в законодательном плане не было за последние два года, равно как и остались старые и не всегда честные методы ведения бизнеса среди страховых компаний, то каких-то сенсационных свершений ожидать пока что нет смысла.
Источник: Финансы без купюр