Как наглядно показывает нам жизнь: законодательство не всегда способно оказать прогнозируемый эффект на ту область, какую оно регулирует. Потому, все обещания, будто новые поправки в закон «О страховании», если они конечно будут приняты, сходу же изменят правила давно устоявшейся игры на страховом рынке и развернут страховые компании к своим страхователям "лицом", а не "5-ой" точкой, уж больно наивны.
Охота веровать, будто старания законодателей и сражение рынка за новый закон станут не бесполезны, однако, для того, чтоб страховщики сделались больше открытыми и вели собственную бизнес-деятельность прозрачнее, необходимы настоящие стимулы, посреди каких аспект законодательный – далеко не главный.
Наиболее мощное воздействие на поведение страховых компаний имеют лишь их страхователи. Разборчивость, избирательность, тщательность и упорство страхователей не оставят компаниям выбора и те вынуждены будут учесть их требования. По-другому – полное исчезновение компании, которой клиенты объявили бойкот.
Но трудно представить, как скоро клиенты категорически откажутся от собственной «всеядности» и не станут проглатывать все, что им только продают. Если страховщик предлагает свои услуги, то пусть соизволит поведать о том, кто владелец компании, каких показателей удалось достичь за прошлые годы. Так как и по сей день у некоторых страховых компаний из числа фаворитов рынка недостает не то, что информации за 2-й и 3-й кварталы 2009 года, а в том числе и данных за январь-апрель прошедшего года. Даже и думать не хочется, что же тогда делается у тех страховых компаний, которые рейтингами пониже будут.
Второй важный аспект – позиция государственного регулятора, и, тут, непременно, нужны будут законодательные изменения. Покуда Госфинуслуг использует наказания только к тем страховым компаниям, которые подают несвоевременно либо не полную отчетность. А нужно, чтоб санкции применялись к компаниям, какие не афишируют результаты собственной деятельности совместно с информацией о структуре владельцев в положенные сроки. К примеру, в течении 2-х или 3-х месяцев с последнего дня отчетного периода. При этом, санкции значительные, вплоть до потери лицензий. С одной стороны, данное обязывало бы страховые компании к ведению добросовестной работы, а с другой - отсеяло бы компании, которые занимаются не понятно чем.
Так же, синхронно с твёрдой и уверенной политикой Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг нужно ввести Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), сообразно коим страховщики обязаны детально показывать все собственные финансовые данные, и, в частности, демонстрировать страховые возмещения, которые фактически получены клиентами, а не только какие заявлены к выплате (практика сегодняшнего дня). Именно это будет серьезной проблемой для тех страховщиков, которые занимаются "отмыванием" денег.
Пока говорить что-то об открытости украинского страхового рынка не приходиться. Более того, за прошлые 1-1,5 года желание страховых компаний рассказать что-то о себе своим страхователям и вовсе уменьшилось. Потому, даже при "союзе" всех вышеперечисленных факторов, существенного увеличения уровня открытости можно ожидать не ранее, нежели через три-пять лет, когда рынок "очухается" после кризиса, а клиенты - подымут планку собственных требований к уровню обслуживания и сервиса.