Каско - не это каска. Прошу не путать. Хотя каско - тоже защита, благодаря которой владельцу поврежденного или украденного автомобиля страховая компания компенсирует убытки. Лично мне трижды в течение всего времени использования авто выплачивали компенсацию по каско. Причем, из них два раза аварии случались не по моей вине…
Мой профессиональный и жизненный опыт подсказывает, что полис каско для водителя – это самый лучший и пока что единственный способ защитить свою машину от плохих дорог, хулиганов и воров. Особенно сегодня, когда дороги после зимы оставляют желать лучшего: опрошенные недавно одним из деловых порталов представители рынка оценили убытки страховых компаний от ДТП, возникших из-за ухудшения состояния дорог этой зимой, в сумму около 50 млрд.грн.
Наша организация не проводила подобного анализа, но, я уверена, большинство водителей уже знают, что по договору каско, если были соблюдены все условия, они получат компенсацию в случае аварии или угона. Не спорю, встречаются, к сожалению, еще такие компании, которые затягивают с выплатами, или недоплачивают. Но сегодня большинство продающих полисы каско компаний добросовестно относятся к своим обязательствам – имидж дороже.
Если причиной аварии становится плохая дорога, впору посочувствовать и страховым компаниям, которым приходится добиваться регресса от виновника страхового события – управления, на балансе которого находится дорожное покрытие. Это непросто сделать хотя бы по той причине, что на месте ДТП не всегда составляются протоколы, где в качестве причины аварии указано неисправное дорожное покрытие.
И если добиться выплаты от дорожников непросто целым юридическим департаментам страховых компаний, то представляю, какие титанические усилия нужно приложить каждому водителю, чтобы самостоятельно доказать свою правоту в данном вопросе. Хотя зачем такие жертвы, если есть более простой путь?
По нашим данным, желающих застраховать свой транспорт с каждым годом становится все меньше: за последние пять лет количество заключенных договоров каско снизилось в 2,5 раза(!).
Например, в прошлом году было куплено около 340 тысяч автостраховок. Это меньше, чем 5% от всех транспортных средств в Украине. Причем, среди владельцев новых авто тех, кто купил каско, менее половины, хотя пять лет назад их было около 70%.
Получается, автовладельцы сами не хотят защищать свои транспортные средства. Можно называть целый ряд причин их нежелания это делать, но я думаю главные – экономность и беспечность. Каско, как я уже писала, не вещь и даже не продукт. Это услуга на случай, если авто пострадает. Но ведь может повезти и оно не пострадает. «Тогда зачем платить?», - думают водители.
Увы, нынешняя весна показала: везет не всегда. Причем, сегодня в плохих дорогах могут быть виноваты дорожники, завтра – водители грузового транспорта, послезавтра – погодные условия.
Но если бы большинства жителей страны свои авто застраховали - тогда с дорожниками или другими виновниками ДТП разбирались бы юристы страховых компаний, обладающих достаточными силами и возможностями отстаивать интересы клиентов в широких масштабах. И было бы почти так, как описано в известном романе Ильфа и Петрова: «Начались судебные процессы. И в каждом из них главным свидетелем обвинения выступал Адам Казимирович. Его правдивые рассказы сбивали подсудимых с ног, и они, задыхаясь в слезах и соплях, признавались во всем…».
Автор: Наталья Гудыма, Президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ)