В начале 2013 года будут приняты долгожданные изменения в Закон «О страховании», которые должны приблизить стандарты работы украинских страховых компаний к европейским.
Новая редакция закона призвана существенно изменить рынок страхования. Документ предполагает ужесточение финансовых требований к страховым компаниям и посредникам, меняет требования к органам управления СК, внутренним и внешним аудиторам и актуариям. Кроме того, законопроектом предусмотрено выделение перестрахования в отдельный вид деятельности с получением лицензии. При этом новый проект закона предлагает отменить лицензирование по видам страхования и выдавать лицензии по классам. По замыслу разработчиков документа, это должно предоставить возможность работать с электронной формой полисов, внедрить продукты unit-linked и администрировать НПФ. «Этот документ настолько революционный, что мы не уверены, как его воспримут сами участники страхового рынка в будущем году», — поделился с нами один из участников рабочей группы. Новая редакция закона может быть принята Верховной Радой уже в марте 2013 года.
Игорь Пугачев, председатель правления НАСК «Оранта»
Безусловно, новый закон станет базовым нормативным актом в сфере страхования, не только регулирующим деятельность страховщиков, страховых посредников (брокеров, страховых агентов), ассистирующих компаний и других участников страхового рынка, но и устанавливающим специальные, по отношению к страховому рынку, полномочия регулятора. Существенно модифицируются нормы, регулирующие вопросы корпоративного управления страховщиком, а также требования к платежеспособности, определения «страховой деятельности» как таковой, посреднической деятельности, классификации видов страхования, процедур лицензирования. Закон существенно повысит сложность и ресурсоемкость регулирования, что потребует дополнительных затрат как государства, так и страховщиков. Чего только стоит необходимость подготовки каждым страховщиком детальных бизнес-планов для получения лицензий. Последнее действительно является важной новацией, направленной на недопущение к работе СК, которые не обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками работы на страховом рынке.
Сейчас рассматриваются особенности применения этого нормативного акта к небольшим страховым компаниям, не создающим больших угроз для работы рынка. Возможно, будет определен перечень статей закона, которые не будут применяться к таким страховщикам. Но в целом новый закон создает предпосылки и механизмы для очищения рынка, обеспечения его прозрачности, недопущения недобросовестной конкуренции, а также обеспечения прозрачности и предсказуемости деятельности регулятора, возможности общественного контроля за ним.
Ирина Будовская, председатель правления СК «Ренессанс Жизнь»
Среди положительных моментов нового закона о страховании станет возможность заключения договоров в электронной форме, определение группового страхования жизни и возможность заключения договора «связанного с инвестиционными фондами» (unit-linked insurance). В связи с этим можно ожидать изменений продуктовой линейки ведущих страховщиков (будет добавлен unit-linked insurance) и смену акцентов в стратегиях продаж. Однако рассматривать этот бизнес как активный можно лишь в долгосрочной перспективе, поскольку его внедрение потребует взаимодействия страховщика с регулятором и компаниями по управлению активами. Кроме того, необходимым станет принятие регулятором подзаконных нормативных актов. К примеру, законом установлено, что страховщикам жизни, чтобы работать по «страхованию жизни, связанному с инвестиционными фондами», понадобится отдельная лицензия.
Законом решен принципиальный вопрос операционной деятельности страховщиков — теперь все учреждения и организации обязаны бесплатно предоставлять СК при расследовании страховых случаев информацию об обстоятельствах наступления такого случая, даже если информация содержит врачебную тайну. Есть и моменты, которые настораживают. Например, отсутствие упоминания о правилах страхования и существенных условиях, которые должны быть в них отражены. Отсутствие внятной позиции может привести к неразберихе на рынке.
А требование нового закона относительно увеличения уставного капитала компаниями, которые занимаются страхованием жизни, с 1,5 млн. евро до 3 млн. евро могут повлечь за собой уход с рынка небольших компаний, у которых просто не будет таких средств.
Ибрагим Габидулин, операционный директор страхового брокера Gras Savoye Ukraine
Проект закона предполагает революционные изменения в организации работы посредников. Не будет никаких мультиагентов, которые сегодня работают зачастую под «вывеской» брокеров. Останется только два вида посредников: посредник и связанный посредник. Первый — это брокер, который действует от имени и по поручению своего клиента-страхователя. Брокер не продает клиенту полисы конкретного страховщика, а проводит рискменеджмент и размещает риски страхователя в наиболее выгодных для клиента компаниях. Новый закон позволит брокеру получать комиссионные или от клиента, или от страховщика, или от обоих сразу, с указанием размера комиссии клиенту.
Посредник также сможет развивать свои сети, заниматься франчайзингом. Связанный посредник — это страховой агент, который работает только с одной страховой компанией и представляет ее интересы. Агенты, которые будут продавать только полисы ОСАГО, причем только одной компании, должны будут регистрироваться в МТСБУ. Остальные агенты — в страховых компаниях. Если агент захочет работать с несколькими страховыми компаниями, то он должен будет зарегистрироваться как брокер. Это все приведет к увеличению количества брокерских компаний, из которых потом выкристаллизуются сильные игроки рынка. Через год-два страховой рынок станет брокерским, как на Западе.
Например, в соседней Польше сегодня работают 1500 страховых посредников и всего 40 страховых компаний.