Автострахование за границей. Что важно учесть, если вы выехали из Украины на собственном авто

О программах и особенностях автострахования украинских клиентов за границей.

С началом войны для многих украинцев вопрос выезда за границу на собственном авто стал очень актуальным. И если все мы неплохо ориентируемся в деталях страхования в Украине, а у многих есть опыт аренды машины за границей на время отпуска, то опыта «эвакуационного» выезда в Европу — непонятно на какое время и в какие страны — не было почти ни у кого.

Основные виды автострахования в Украине и Европе достаточно похожи, поэтому имеет смысл более подробно остановиться на двух наиболее популярных.

Первое — обязательное, покрывающее ущерб, нанесенный третьим лицам.

Второе — добровольное, благодаря которому можно защитить свой собственный автомобиль (КАСКО).

Что касается первого, то на территории Украины все обязаны иметь автогражданку, а при пересечении границы нужно предъявить Зеленую карту — по сути, ту же самую автогражданку, действующую в Европе. Ее можно приобрести у любой страховой компании, являющейся действительным членом МТСБУ, и ее нужно иметь с собой в распечатанном виде. Риски, которые покрывает полис обязательного страхования, одинаковы как в Украине, так и за ее пределами. Но лимиты выплат отличаются в разных европейских странах, и обычно они значительно выше, чем у нас. Сейчас мы постепенно идем к европейским стандартам, но этот путь может занять до 7 лет согласно законопроекту 8300, который сейчас рассматривается в Верховной Раде.

Если за границей ваша ответственность перед третьими лицами защищена по Зеленой карте, защитить собственное авто можно только с помощью КАСКО. Конечно, если вы доверяете своему ангелу-хранителю и уверены, что с вашим автомобилем ничего не случится, вы можете обойтись без КАСКО. Есть такие храбрецы, но, на мой взгляд, такой риск себя отнюдь не оправдывает.

Если вы не хотите рисковать и решили купить КАСКО, существует два способа это сделать.

Первый — заключить договор с международной страховой или страховой той страны, где вы планируете провести некоторое время. Я намеренно не хочу комментировать вопрос приобретения КАСКО за границей у европейских страховщиков, потому что это задача со «звездочкой». Сложности, связанные с незнанием языка, усугубляются непониманием особенностей местного страхового законодательства, правил подписания полиса, перечня рисков и лимитов. Вдобавок, европейские страховщики относятся крайне осторожно к клиентам без истории страхования. Вы будете неприятно удивлены высоким тарифом КАСКО и кучей документов, которые запросит у вас страховщик. Например, вы можете получить запрос на справку об «убыточность» от предыдущих страховых компаний.

Поэтому я искренне рекомендую второй вариант — простой и понятный — приобрести КАСКО с расширенным покрытием в украинской страховой компании. Эта опция предусматривает покрытие выбранных вами рисков за пределами Украины с определенной доплатой — в зависимости от территории покрытия стоимость КАСКО увеличится до 25%. Но доплата того стоит, потому что стоимость восстановления автомобиля за пределами Украины неприятно впечатляет.

 

Что делать, если вы попали в ДТП за границей?

Во-первых, ни в коем случае не паниковать. Звоните своему страховщику, фиксируйте страховое событие, присылайте все необходимые документы, которые оформили на месте происшествия, фото, видео — благо, сейчас это можно сделать через любой мессенджер. Эксперты, дежурящие на горячей линии, помогут вам сориентироваться в ситуации.

Например, подскажут, есть ли какие-то спорные моменты по поводу вины участников, следует ли вызвать полицию в вашем конкретном случае.

Если вы виновны в ДТП, ваша Зеленая карта гарантирует, что страховая компания возместит ущерб, причиненный другому лицу. А вот что делать с вашим авто, если оно тоже повреждено? Если машина на ходу, я рекомендовала бы вернуться в Украину, чтобы отремонтировать авто здесь. В полисе КАСКО может быть предусмотрено даже покрытие услуг эвакуатора за пределами Украины — до 300 евро. И в нашей практике были случаи, когда перевезти машину на эвакуаторе и восстановить ее в Украине оказывалось на порядок дешевле, чем отремонтировать ее за границей.

Понятно, что могут возникнуть ситуации, когда вернуться невозможно. В таком случае вам придется самостоятельно делать все то, что дома сделал бы за вас страховщик. То есть искать СТО, записываться «на прием» (будьте готовы, что придется ждать 6−8 недель), вести всю коммуникацию между СТО и страховщиком, включая перевод счетов. При этом может выясниться, что отдельные детали СТО не ремонтирует, а только заменяет новыми, которых к тому же нет в наличии. Если вам все же удалось получить счет, который устраивает и вас, и страховщика, он сразу платит 60% на вашу личную карточку. Затем, когда автомобиль отремонтируют и страховщик получит фото восстановленного авто и документы, подтверждающие потраченную на ремонт сумму, компенсирует остаток в 40% — также на карточный счет.

На самом деле, как показывает опыт, главная проблема, возникающая в случае ДТП за границей, — незнание клиентом языка и правил другой страны. Многие просто паникуют и во время оформления события не понимают, что нужно делать. Напомню, что эксперты всегда на связи. У нас есть люди, которые владеют разными языками, есть партнеры из бюро переводов, есть опытные юристы. Кроме того, процедура принятия документов в режиме онлайн сейчас максимально упрощена.

В течение 2022 года все украинские страховщики получили поистине уникальный опыт коммуникации по страховым случаям за границей, которого не было за всю историю независимости.

 

Специально для NV Бизнес