Уход страховых компаний с этого рынка продолжится, сообщают "Вести".
В 2014 году Моторное (транспортное) бюро Украины по разным причинам покинули 18 компаний. То есть право страховать ответственность собственников транспортных средств сейчас имеет всего 62 СК из трех с небольшим сотен, существующих на рынке. Причем их количество в текущем году еще уменьшится, а оставшиеся настаивают на увеличение тарифов на автогражданку.
Как писали «Вести», в прошлом году некоторые компании добровольно отказывались от этого вида страхования после повышения требований к отчислениям в фонды защиты потерпевших и фонды МТСБУ. В частности, они должны были увеличить базовый гарантийный взнос до 500 тыс. евро по курсу 2012 г. Но основную массу выгнали из-за задолженности по уплате этого взноса или отчислений в фонды «моторки».
Еще шесть компаний, которые не сформировали вовремя гарантийный взнос, были наказаны, но из Бюро пока не вышли. «На 12 февраля базовый гарантийный взнос сформирован всеми страховщиками–членами МТСБУ, кроме шести компаний. В отношении этих страховщиков были применены санкции в соответствии с нормами устава», — сообщили «Вестям» пресс-службе Бюро.
Эксперты утверждают, что процесс ухода СК с рынка автогражданки (и с рынка вообще) в текущем году продолжится. «Применение новой методики мониторинга финансового состояния страховщиков, утверждение которой вынесено на общее собрание членов Бюро в марте, показывает, что восемь компаний уже находятся в зоне серьезного риска», — отметил президент МТСБУ Юрий Гришан.
Денег не хватает
Впрочем, это неудивительно после головокружительного роста курса доллара, который приводит к резкому увеличению объемов выплат при неизменных тарифах. «Рост валютного курса спровоцировал повышение цен на ремонт и запчасти к автомобилям, вследствие чего мы наблюдаем повышение размера средней выплаты по автогражданке почти в два раза, — рассказал «Вестям» начальник управления урегулирования убытков по автотранспортному страхованию СК «Нова» Максим Воронин. — За 2014 год средняя выплата по рынку выросла с 7 тыс. грн. 12-13 тыс. грн.».
По оцеекам директор центра страхования транспортных рисков СК «Провидна» Юлии Очеретяной, предполагаемый рост средней выплаты в текущем году составит 25-40%, то есть превысит 15-16 тыс. грн.
Поэтому страховщики все громче говорят о необходимости повышения тарифов на автогражданку и удорожании полисов для водителей. «Нынешняя ситуация в сегменте ОСАГО — бомба замедленного действия. Перед МТСБУ и регулятором нужно ставить вопрос о повышении тарифов», — уверен первый вице-президент СК «АХА Страхование» Андрей Перетяжко.
«По автогражданке в настоящее время есть необходимость повышения базового тарифа. Надеемся, что этот вопрос будет вынесен на обсуждение», — поддержала коллегу заместитель председателя правления по продажам СК «НОВА» Лина Кравченко.
По словам начальника управления андеррайтинга АСК «ИНГО Украина» Ольги Погорелой, рынок ожидает разработку и принятие нового закона, который должен изменить размеры страховых сумм по ОСГПО, а также может существенно изменить основы тарификации. «Это может привести к удорожанию полисов ОСГПО», — отметила она «Вестям».
На текущий момент средняя стоимость автогражданки, например, для киевского водителя со стажем вождения до 3 лет, машиной объемом двигателя до 2 литров составляет 1200 грн. (вообще же цена колеблется от 680 до 1700 грн. в зависимости от авто и опыта вождения у человека).
Неофициально страховщики говорят, что если власти не согласятся на подорожание автогражданки, то у них останется два варианта. Первый — свернуть продажу полисов обязательного страхования: если все компании покинут этот рынок, то просто некому будет продавать полисы ОСГПО — а это обязательный вид страхования. За отсутствие такой страховки водителя могут оштрафовать по ПДД на 800 грн. Второй вариант — это просто перестать платить людям за ущерб, нанесенный в ДТП.
Как отличить мошенника
При этом страховщики предупреждают автовладельцев о повышенных рисках приобретения полиса компании, которая вот-вот обанкротится, или вообще фальшивого полиса, по которому никто никогда не заплатит. Поскольку определить поддельный полис «на глаз» невозможно, специалисты МТСБУ напоминают основные меры предосторожности при покупке «автогражданки».
Чтобы обезопасить себя от покупки фальшивого или недействительного полиса, МТСБУ рекомендует:
-проверять статус страховщика — является ли он членом МТСБУ. Такую информацию можно найти на официальном сайте МТСБУ www.mtsbu.ua, в разделе «Для потребителей»;
-в случае покупки полиса у агента, проверять его полномочия (наличие договора, удостоверения, регистрацию в ЦБД и т.д.) или проверить его наличие в Реестре страховых агентов на сайте МТСБУ;
-проверять стасус полиса и за какой компанией он закреплен. Нужно ввести только серию и номер полиса, после чего будет загружена информация о его статусе.
-отдавать предпочтение оплате полиса с помощью банковских учреждений, терминалов и т.д. и чтобы иметь подтверждение платежа (чек, квитанцию).
-ни в коем случае не приобретать полисы в так называемых «передвижных» пунктах продажи на базе обычных транспортных средств.
-ни в коем случае не приобретать полисы, которые продаются по заметно сниженным ценам. Максимальная «лояльность» которую готов себе позволить адекватный страховщик после летних изменений в правила МТСБУ — 20% скидки за безаварийную езду.
Автор: Ольга Галицкая