Украинских туроператоров склоняют к ответственности

Путешественников хотят защитить от банкротств туристических компаний, сообщают "ВЕСТИ".

 

 

 

 

 


К середине ноября страховщики и туроператоры решат, как будут защищать украинских путешественников от банкротств туристических компаний. В течение двух недель Ассоциация лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ) и две профильные ассоциации участников страхового рынка выработают общее видение изменений в Законы Украины «О туризме» и «О страховании», которые должны обезопасить отдыхающих за рубежом от невыполнения туроператором своих обязательств. При этом уже понятно, что и страховые компании, и туроператоры против отнесения страхования своей ответственности к обязательным видам.

 

Как писали «Вести», после массовых банкротств туристических компаний за границей, когда туристы буквально застревали в аэропорту, потому что их возврат на родину не был оплачен, вопрос страхования ответственности туроператоров получил новый толчок. В прошлый раз активные движения в этом направлении предпринимались АЛТУ и Украинской федерацией страхователей в 2011 г., но тогда идея не прошла. Сейчас законодательные инициативы прорабатываются уже с учетом практики Европейского союза, где страхование туриста от неплатежеспособности туроператора является обязательным и привычным элементом.

 

У нас же законодательством Украины предусмотрено, что при получении лицензии туроператор должен застраховать себя на 20 тыс. евро. Но выплату пострадавшим можно осуществить только после того, как оператор обанкротился. А эта процедура в нашей стране занимает несколько лет. Поэтому лоббисты законодательных изменений предлагают отказаться от понятия «банкротство» и заменить его на «невозможность выполнить свои обязательства», что существенно сокращает процесс во времени и дает туристам свободу для маневра.

 

«Заявить о страховом случае при такой формулировке сможет и турист, которого выселяют из гостиницы или не сажают в самолет. И гостиница, которая не получила денег под заезжающую группу, и сам туроператор», — говорит председатель правления СК «Европейское туристическое страхование» Мирослав Бойчин.

 

На данный момент турфирмы страхуют туриста от своего банкротства в добровольном порядке и очень неохотно. Как выяснили «Вести», на сегодняшний день это делает всего несколько компаний. Остальные ссылаются на то, что это повышает стоимость полиса для конечного потребителя, что, в свою очередь, делает такие компании неконкурентными по сравнению с «черными» туроператорами. Поэтому, в частности, они считают, что обязательное страхование ответственности нужно вписать в закон о туризме.

 

При этом, по мнению туроператоров и страховщиков, существует два варианта имплементации: или внесение изменений в ст.15 действующего Закона «О туризме», или ожидание, когда туротрасль подготовит новую редакцию этого закона и внесение этого блока туда.

 

Статья предусматривает финансовое обеспечение исполнения обязательств туристической компании. «Закон будет обязывать туроператоров гарантировать выполнение своих обязательств перед путешественниками, в случае если турфирма станет неплатежеспособной. Также будет прописан механизм действий страховщика, обозначатся сроки, в которые людям должна будет выплачиваться компенсация за неполученную услугу. Это защитит потребителя туристических услуг, если он окажется в чужой стране в непредвиденной ситуации», — уверена генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.

 

Пока дискуссионным остается вопрос о том, во что продукт будет «упакован», то есть как его будут страховать — как риск или как ответственность. «Во втором случае страховщик лишается возможности выставить регресс туроператору, если с него найдется, что взыскать», — объясняет разницу Мирослав Бойчин.

 

Пока нет единой позиции по поводу того, как определять размер страховой гарантии, которая должны быть застрахована: как процент от оборота или как фиксированная сумма, зависящая от классификации компании согласно Хозяйственному Кодексу — и страхового тарифа. Единую позицию по этим вопросам страховщики и туроператоры планируют согласовать в течение двух недель и предоставить предложения в виде предложений, содержащих четкие механизмы решения вопроса.


Автор: Ольга Галицкая