Мой страховой агент





СК "Интер-Полис" подсела "на рельсы". Страховые выплаты под вопросом

06.08.2014


В то время как Президент Украины, правительство и гражданское общество заявляют о своем намерении искоренить коррупцию во имя идей Майдана, новоизбранным генеральным директором Укрзализныци Борисом Остапюком открыто лоббируются интересы частной страховой компании "Интер-Полис", сообщает Gazeta.ua.

 

 

Страховые услуги на Укразализныце всегда были лакомым куском для самой же Укрзализцыни. Поэтому многие страховщики предпочитают обслуживать госмонополию. И если при старой власти руководство ведомства хотя формально, но проводило тендеры на закупку страховых услуг, то власть новая решила нарушить это требование и заставить все население, которое пользуется поездами, страховаться у своего страховщика.

 

Конкуренция? Долой!

 

Как стало известно, 2 июля 2014 года на совещании Укрзализныци господин Остапюк в ультимативной форме объявил руководителям структурных подразделений ведомства о том, что на железных дорогах будет присутствовать единственная страховая компания ЧАО СК "Интер-Полис". Уже 8 июля его первый заместитель – Максим Бланк на своей странице в Фейсбук под видом борьбы с коррупцией довел эту информацию до широких слоев общественности. Укрзализныця 9 июля 2014 года подтвердила факт нарушения предприятием антимонопольного законодательства Украины, заявив, что выбрала в качестве "стратегического партнера" частное акционерное общество страховую компанию "Интер-Полис". Таким образом, были разорваны ранее заключенные договора на страхование от несчастного случая пассажиров железной дороги с четырьмя страховщиками — "Украинским страховым домом", "Доминантой", "Злагодой" и "Днистер".

 

Устраняя участников с рынка и ограничивая их деятельность, перевозчик совершает антиконкурентные согласованные действия, игнорируя требования ст. 6 Закона Украины "О защите экономической конкуренции".При этом пиар своей активности основывает на постулате – чем ложь наглее, тем правдоподобнее. Пресс-служба Укрзализныци, например, после первого Майдана уже заявляла о намерении отбирать страховых партнеров публично на тендерной основе, а уже в 2014 году "механизмом прозрачного и рационального использования средств" называет принцип назначения монополиста.

 

Самый лучший страховщик - рейтинг Укрзализныци

 

Примечательно, что на официальном сайте самой СК "Интер-Полис", которая начала наспех вживаться в образ монополиста, активность появилась только после того, как о включении ее в схему нового руководства Укрзализныци стало известно общественности, журналисты начали направлять вопросы, на которые отвечать было некому. Дело в том, что на протяжении нескольких лет в компании стремительно менялось руководство – топ-менеджеры, которые давно и всерьез работают на страховом рынке там не задерживаются. С момента основания СК "Интер-Полис" является закрытой компанией с низкой деловой репутацией. Определенный период времени она осуществляла медицинское страхование Укрзализныци, периодически меняясь с СК "ИнтерТрансПолис", которая находится с ней в одном офисе по праву принадлежности к одной группе депутата Александра Едина - ООО "Интер-Контакт". Финансовые показатели деятельности СК "Интер-Полис" не обнародуются ни в профессиональных отраслевых изданиях, ни на сайте самой компании.


Поэтому попытки активности как в корпоративном, так и в информационном отношении у компании начались тоже лишь с 9 июля 2014 года – до этого страховщик сообщал новости своим клиентам на сайте раз в два-четыре месяца. По всей видимости, это связано с тем, что деятельность компании настолько "качественная" и "отлаженная", что информирование клиентов о выполнение обязательств происходит индивидуально. При этом поражает "скромность" СК "Интер-Полис" в присуждении себе "репутации надежной, профессиональной, стабильной компании, которая своевременно выполняет обязательства перед клиентами", при объективном отсутствии для этого подтвержденных фактов и морального права перед возможными клиентами.

 

К сожалению, сами клиенты СК "Интер-Полис" уже смогли убедиться в бесперспективности попыток получения выплат от этой компании по ОСАГО – этот вид страхования как никакой другой свидетельствует о "рыночности" компании и ее финансовых возможностях. СК "Интер-Полис" по данным объединения страховщиков ОСАГО имеет по так называемому "светофору" "Оценка деятельности страховщиков-членов МТСБУ"оценку "неудовлетворительно" по всем показателям: "общая оценка страховщика", "качество урегулирования убытков" и "уровень жалоб пострадавших", уже начиная с 2013 года. Вероятно, в СК "Интер-Полис" и Укрзализныце существует собственная совместная методика, которая позволяет наделить этого страховщика "достойной репутацией" и "качественным урегулированием страховых случаев".

 

О "профессионализме" СК "Интер-Полис" ярко говорит и тот факт, что программы добровольного медицинского страхования для работников и пенсионеров железнодорожной отрасли она разработала и утвердила всего за один день - 11 июля 2014 года. В этот же день они были признаны настольно удачными и экономически обоснованными, что Одесская железная дорога, разорвав отношения с СК "Нефтегазстрах" передала здоровье сотрудников и пенсионеров Укразализныци в руки ЧАО СК "Интер-Полис".


Отдам страховщика в хорошие руки

 

Почему же появился на страховом рынке аттракцион такой невиданной щедрости в отношении одной компании? Думают ли его авторы и аниматоры о возможных результатах для людей, которые могут оказаться заложниками кумуляции рисков, оставаясь без выплат в случае трагедий, подобных случившихся под Марганцем или под Киевом?

 

Аттракцион начал уважаемый господин Бланк, собрав страховой рынок и пообещав внедрять страхование ответственности перевозчика, а также сделать более прозрачными тендеры на страхование. Однако страхование ответственности перевозчика так и осталось в далекой перспективе, а об открытых тендерах на практике речь не идет. Но вот аргументация для монополизации страхового рынка железная – доля госсобственности в страховщике более 50%.

 

Из уст чиновника звучит на первый взгляд убедительно, но странно, поскольку достоверным не является. На самом деле доля государственной собственности в ЧАО СК "Интер-Полис" составляет 8,16%, что подтверждается как Постановлением Кабинета Министров Украины №200 от 25 июня 2014 года "О создании публичного акционерного общества "Украинская железная дорога", так и Единым госреестром на официальном сайте Госпредприятия "Информационно-ресурсный центр".

 

На сайте Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины СК "Интер-Полис" сообщила, что 23 июня 2014 года часть принадлежащих ООО "Интер-Контакт" акций в количестве 10 251 штук (41,84% уставного капитала) были переданы в собственность госпредприятию материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта Украины "Укрзализнычпостач". Если это была сделка купли-продажи, то каким образом она была оформлена, на основании каких средств госпредприятия, есть ли разрешение Антимонопольного комитета на концентрацию и согласование Нацкомфинуслуг (регулятор страхового рынка) на приобретение или увеличение существенного участия в финансовом учреждении? Если таких разрешений нет, то "Укрзализнычпостач", а, следовательно, и Укрзализныця не имеют оснований распоряжаться правом голоса приобретенных акций и принимать участие в управлении компанией. Вероятнее всего купли-продаже не было, поскольку в соответствии с действующим законодательством "Укрзализнычпостач" не вправе покупать акции. Предположим, что акции ему были просто подарены собственником. Но вот загадка: почему их не подарили, например, Фонду госимущества Украины как акционеру СК "Интер-Полис" с долей 8,16%, и соблюден ли вообще порядок реализации права акционеров на приобретение акций. Пасьянс, по крайней мере, для обывателя, выглядит как "аттракцион невиданной щедрости", а в реальности - как операция по созданию изощренной коррупционной схемы.

 

До начала "аттракциона" 81,12% СК "Интер-Полис" принадлежали ООО "Интер-Контакт", собственниками которого являются две оффшорные компании: "Гонконг Истерн Дивелопмент Лимитед" (Гонконг) и A.B.C. Contreding (Overseas) Limited (Кипр). Свою связь с ООО "Интер-Контакт" экс-регионал Александр Един, перебежавший во фракцию "Экономическое развитие", не скрывает. Крепкая семья депутата хорошо помогает в работе: женат он на дочери Леонида Железняка (занимал в свое время пост Министра транспорта) и ведет совместный бизнес со своим братом Сергеем Бурлаенко, который является мужем и по совместительству советником гендиректора Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Наталии Гудымы.

 

Старые схемы на новый лад

 

Сергей Бурлаенко не так давно возглавлял входившую в группу Александра Едина "Интер-Контакт", а ныне обанкротившуюся страховую компанию "ИнтерТрансПолис". В 2005 году она на таких же нарушениях антимонопольного законодательства, как сейчас ее "сестра" по группе, "была избрана" для Укрзализныци. И это несмотря на то, что о прохождении какого-либо тендера было известно лишь самому "ИнтерТрансПолису". "О какой прозрачности можно говорить, если мы узнаем результаты этого тендера от корреспондентов", — возмущался Александр Сосис, на тот момент генеральный директор страховой компании "АСКА".

 

Страховой рынок тогда был проигнорирован правительством и Укрзализныцей.

 

И вот теперь "ИнтерТрансПолис" банкрот – группе пришло время сменить компанию, чтобы продолжать обслуживать Укрзализныцю. Следуя требованиям времени, новое руководство госведомства проверенные десятилетием схемы стало представлять по-новому: не борьбой с коррупцией, декларируемой Майданом и правительством, а изменением структуры собственности. Вернее, пытаясь придать компании видимость ее государственной формы. Но поскольку оснований для приобретения такого статуса у страховщика нет (кроме принадлежности ее владельцев к работе в госструктурах), диктовать людям, в какой компании им страховаться, а страховщикам "новые" антирыночные правила – со стороны Укрзализныци как минимум халатность. Это так хотя бы потому, что страхование предполагает продажу обещаний выплатить клиентам при необходимости в будущем. За счет каких средств будет платить СК "Интер-Полис", если ее уставной капитал составляет всего 7,35 млн грн, вместо минимум 16 млн. грн, как требует Закон Украины "О страховании"?

 

Хочется верить, что Майдан 2013-2014 года научит чиновников отказываться от желания копить на золотые батоны, а новая власть на деле начнет поддерживать идеи президента об Украине, свободной от коррупции и от пренебрежения социальной защитой. Наиболее реально в этой ситуации – пристальное внимание Гаранта к действиям ставленников высшего эшелона власти и наделение полномочиями тех чиновников, которые способны реально следовать программе обновленной Украины. Общество, в свою очередь, ждет оценки обновленного Антимонопольного комитета Украины и правоохранительных органов монопольных действий Укрзализныци и пересмотра перевозчиком беспрецедентного для нового времени решения о страховой монополии на железных дорогах.

 

Источник: Gazeta.ua