Обязательное страхование ответственности перевозчиков защитит пассажиров и улучшит качество услуг

Страховые компании предлагают правительству отказаться от личного страхования пассажиров от несчастных случаев и перейти к страхованию ответственности перевозчиков. Эта схема страхования уже давно работает как в европейских странах, так и в России. По мнению экспертов, нововведение может заставить транспортные компании уделять больше внимания безопасности, однако сами перевозки станут дороже.

 

 

Лига страховых организаций Украины подготовила законопроект, которым предлагает переложить ответственность за безопасность пассажиров на транспортные компании. Такая процедура применяется во всех европейских странах, а с 2013 года она стала обязательной и в России. Сейчас в Украине в стоимость билета заложен страховой взнос пассажира: для междугородних поездок он составляет 1,5% стоимости, для пригородного сообщения - 3% процента. Страховое возмещение установлено на уровне 102 тысячи гривен. В новом законопроекте этот показатель почти не отличается и составляет 100 тысяч. Стоит отметить, что крупные перевозчики согласны пересмотреть систему страхования пассажиров. «Укрзализныця» стоимость перевозок менять не будет, а страхование включит в стоимость билета. Ощутимо нововведения скажется на работе городских перевозчиков, а также компаний, которые обслуживают большое количество льготных категорий населения. Страхование их ответственности может привести к пересмотру стоимости проезда.

 

Более подробно о нововведении рассказал заместитель генерального директора Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.

 

Поясните, какие конкретно изменения в правилах страхования есть в законопроекте, подготовленном Вашей организацией?

 

Прежде всего, нужно перейти к стимулированию, чтобы перевозчик был заинтересован в инвестировании средств в безопасность перевозок. Сегодня этого не происходит. Сегодня, так как пассажиры платят за своё страхование, и это входит в цену билета, перевозчик фактически не отвечает за качество перевозок перед своими клиентами. И поэтому происходят ДТП - у автоперевозчиков технически неисправный транспорт на линии, и в результате погибают люди. Переход на систему страхования ответственности перевозчика приводит к стимулированию. Тот перевозчик, который инвестирует средства в безопасность перевозок, будет платить меньше. Тот перевозчик, который не делает этого и это приводит к увеличению количества ДТП, должен платить за страхование в страховую компанию. То есть, это будет экономический стимул для инвестиций в безопасность дорожного движения. Это очень важно и это как раз коррелируется с десятилетием программы ООН по безопасности дорожного движения. Нам нужно выровнять систему социальной защиты всех пассажиров, всех видов транспорта в единую систему. Сегодня, например, в городах, когда человек едет в маршрутке, он незащищён страховым полисом, потому что у него нет страхования на территории города. Введение нашего закона про обязательное страхование перевозчиков приведёт к тому, что все пассажиры всех видов транспорта, включая городской, междугородный, областные… это и водный, и железнодорожный, и автомобильный – выровняется. Все пассажиры должны быть обеспечены страхованием и перевозчик должен стимулироваться к улучшению безопасности перевозки. Вот это суть законопроекта. Вторая важная составляющая законопроекта – это увеличение выплат в связи с потерей кормильца. В нынешней ситуации, когда жизнь украинца оценена в 100 тысяч гривен – это недостаточно. В европейских странах это от миллиона евро, до 7 миллионов евро. И наше предложение основывается на том, чтобы увеличить хотя бы до одного миллиона гривен ответственность за гибель пассажира. Это ключевой вопрос.

 

Как это скажется на пассажирах? Не усложнит ли это получение страхового возмещения?

 

Никак нет. Дело в том, что сегодня очень часто, когда пассажир покупает билет, он даже не знает, как найти страховую компанию. На билете где-то там в уголке написан страховой компании телефон, и всё. То есть в сегодняшних условиях у нашего пассажира на руках даже нету полиса страхования. Введение страховой ответственности приведёт к тому, что пассажир, который пострадал, должен обращаться в транспортную организацию, та в свою очередь скажет название страховой компании, и страховая компания будет заниматься урегулированием этого страхового события и выплатой. Это, соответственно, сократит и количество бумаг, потому что система страхования ответственности отработана за рубежом, это не украинская, это мировая практика, просто страны СНГ более медленно к этому двигаются, но, тем не менее – Молдова и Беларусь уже давно ввели страхование ответственности перевозчика. В России в ближайший год заработает такая система. Поэтому это просто введение в Украине нормальных европейских практик.

 

А на стоимости проезда это как-то отразится?

 

Это не должно отразиться. Экономика сегодняшнего дня… пассажиры платят в год около 200 миллионов гривен за такое страхование. Получают выплат… где-то порядка 10 миллионов. Если же мы вводим страхование ответственности, то плательщиком должен стать перевозчик. Цена такого страхования не должна превысить тех расходов, которые сегодня есть, а должна наоборот даже – уменьшится. Поэтому цена вопроса незначительна, она в принципе должна быть меньше, чем сегодня платит пассажир.

 

По материалам "Голос Столицы"