Будущее европротокола под сомнением?

Уже два месяца действует Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ДТП и выплат страхового возмещения», предусматривающий использование европротокола, однако украинские автомобилисты пока не готовы воспользоваться преимуществами этой системы оформления ДТП.

На сегодняшний день проблемы европротокола существенно перевешивают ожидаемые выгоды от его применения. По мнению экспертов со стороны страховщиков, основные трудности использования европротокола ожидают страхователей, и, в основном, они будут связаны с бланком извещения.

Так, по мнению Олега Коваленко-Кужольного, начальника департамента урегулирования убытков по автострахованию АСК «ИНГО Украина», основная проблема будет заключаться в заполнении самого бланка извещения о событии (европротокола): ошибки, помарки, исправления, неточности и т.д., что в конечном итоге может привести к отказу в выплате. Вторая проблема – неоднозначная оценка схемы ДТП самой страховой компанией: на месте оба участника события определятся кто прав, а кто виноват, а страховая компания может вынести абсолютно противоположное решение.

Александр Квятковский, директор департамента урегулирования убытков СК «Универсальная», дополняет, что настороженное отношение страхователей к европротоколу и трудности с его использованием возникают ещё из-за того, что с такой формой информирования страховщика о ДТП они сталкиваются впервые и, ко всему прочему, у автолюбителей существует недоверие к страховым компаниям вследствие действий недобросовестных страховщиков. Поэтому на практике, несмотря на то что для страховой компании приоритетным должно быть объективное отображение схемы ДТП, из личной лояльности страховщика к клиенту в документах европротокола могут фиксироваться неправомочные данные.

А вот Александра Яременко, начальника отдела транспортных рисков СК «Allianz Украина» волнует следующая проблема, связанная с использованием европротокола: «Беспокоит и законодательное урегулирование вопроса: до конца не решен вопрос налогообложения выплаты без справки ГАИ - пока неясно, должен ли страховщик выступать налоговым агентом при выплате (имеется в виду удержание суммы подоходного налога 15% с физических лиц при ДТП, которое оформлено с применением европротокола)».

Как видим, упрощённая система оформления ДТП ещё требует доработок, и не каждый водитель будет рисковать страховой выплатой ради возможности воспользоваться европротоколом и заполнить громоздкий бланк извещения, причем, не допуская ошибок.

Для того чтобы повысить доверие автовладельцев к нововведению, страховщикам необходимо направлять свои усилия на работу со страхователями.

По словам Александра Квятковского, в первую очередь, страховщики должны работать над повышением страховой грамотности автолюбителей относительно «европротокола», пропагандировать нововведение. На первом этапе введения упрощённой системы необходимо отнестись к заявителям с особым вниманием и лояльностью. Пока страхователи не убедятся на практике в том, что «европротокол» действительно упрощает им задачу получения страхового возмещения, эта система не заработает.

Олег Коваленко-Кужольный считает, что также на первом этапе необходимо смягчить (или полностью убрать) требования, предъявляемые к заполнению бланка извещения, которые могут в дальнейшем привести к отказу: ошибки, помарки, исправления. При этом давать возможность участникам ДТП уже после события вносить уточняющие корректировки в свои объяснения по сути происшедшего.

Согласно мнению заместителя директора Департамента урегулирования убытков СК «НАСТА», Артема Резвина, большая роль отводится тем, кто создает законодательную базу для работы европротокола. Что касается страховщиков, то их роль заключается в том, чтобы проводить разъяснительные кампании с помощью СМИ. Чтобы водители имели представление о том, что собой представляет европротокол, кому он подходит, какие несет риски, а также научились правильно его заполнять.

Но несмотря на то, что ещё нужно сделать, на что обратить внимание, ситуация напоминает опыт использования европротокола наших соседей, где только 10% автомобилистов пользуются правом применять европротокол для оформления ДТП. Учитывая схожесть рынков и менталитета, в Украине, как и в России, будущее практики европротокола остаётся туманным.

Комментирует Александр Квятковский: «Вероятность того, что ситуация с введением «европротокола» в Украине повторит российский опыт, очень высока. Страховые рынки России и Украины действительно похожи между собой, более того – страховое законодательство в Украине создавалось по примеру российского. Стоит отметить примерно одинаковую степень коррупции в органах государственной власти и аналогичный уровень страховой культуры, а также недоверия к страхованию у автолюбителей. В России только 10% страховых случаев урегулируется по упрощенной системе, отечественные показатели, вероятнее всего, будут приблизительно такими же».

Олег Коваленко-Кужольный считает также, что недоверие к самой системе европротокола (справка ГАИ с печатью надежнее), несогласие виновника ДТП со своей ролью, невозможность адекватно оценить размер ущерба на месте события, боязнь отказа со стороны страховой компании – всё это увеличивает вероятность развития событий по российскому сценарию.

«Также большое значение имеет позиция страховщиков по страхованию КАСКО. Если по КАСКО для страховых компаний европротокол как документ сможет заменить справку ГАИ, то и процент случаев, которые оформляются с помощью европротокола, существенно увеличится», - отмечает Александр Яременко.

Скептическое отношение к данному нововведению и страхователей, и страховщиков существенно замедляет внедрение практики применения европротокола при ДТП. Напрашивается вопрос, зачем Украине упрощённая система оформления ДТП, если она не будет работать и есть ли шансы ей вообще выжить? Понятно одно, говорить о реальной пользе европротокола ещё рано, поскольку неизвестно, в действительности упростит ли он процедуру урегулирования убытков, либо сделает её ещё более забюрократизированной.

Автор: Ксения Гасенко

Источник: banker.ua