Краткий анализ новых изменений в законодательство ОСАГО

4 ноября 2012 года вступили в силу изменение в Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств». Напомним, что Президент Украины несколько раз подряд ветировал принятия данного закона, но с последними изменениями все, же подписал его. Это первые масштабные изменения с сентября месяца 2011 года.

 

 

Правила игры теперь поменяются для всех участников рынка. Мы неоднократно напоминали об изменениях, и детально разъясняли о последствиях их внедрения. В этой заметки, мы коротко еще раз напомним, что же конкретно поменяется.

 

Прежде всего, законодатель изменил формулировку некоторых понятий, кроме того запретил выезжать заграницу без зеленой карты и утвердил действительность полиса при продаже автомобиля. Но особенное внимание нужно уделить другим изменением.

 

Существенно поменялась система выплат по нанесению вреда жизни и здоровью потерпевших. Хотя слово «поменялось» здесь малоподходящие. Предыдущая редакция закона вообще не регулировала выплату такого вреда, а указывала только общими фразами, о том, что выплата производиться в соответствии с законодательством. Хотя вопросы остаются и по новой системе, все ж таки, считать стало проще, хотя и не намного выгоднее для потерпевших.

 

Особый негатив в данных изменениях вызывает узаконивание недоплат по НДС, а также, ухудшение по сравнению с предыдущей редакцией систем выплат по конструктивно погибшему транспортному средству. С первым пунктом законодатель услышал мольбы страховщиков, подкрепленных позицией МТСБУ и вопреки Налоговому кодексу и здравому смыслу позволил страховым компаниям уменьшить размер выплат на суму НДС. По нашему мнению, данное положение вообще является не конституционным, и подлежит удалению. Второй пункт не дает возможность потерпевшему выбирать варианты выплаты по уничтоженному автомобилю. В предыдущей редакции закона потерпевшие имели право согласиться или нет, с тем, что их автомобиль уничтожен. Соответственно по выбору потерпевшего определялась одна из двух систем выплаты возмещения. Понимая то, что понятия «конструктива» само — по себе несет крайне негативные последствия для собственника транспортного средства, законодатель еще и убрал возможность потерпевшему выбрать наиболее оптимальный для него вариант, оставив только один вариант. Кроме того, зная, как страховщики считают «остатки» транспортного средства, можно смело утверждать, что вместо прогнозированного упрощения, мы получим то, что каждая вторая выплата по «тоталу» будет яростно оспариваться. Хотя страховщику опять-таки станет проще.

 

Уже на середине заметки можно сделать краткое резюме. Большинство изменений пролоббировали себе страховщики. Но не все компании, а только крупные и системные (почему так будет ясно немного ниже). Опять таки, за ворохом изменений с целью защиты прав клиентов, ситуация то улучшилась именно у страховых компаний. Законодатель в большинстве случаев позаботился об интересах страховщиков, что позволит им минимизировать свои выплаты. Об интересах клиентов, за вычетом несколько моментов, немного подзабыли, и видать никто не напомнил. И в дальнейшем страховщик может самостоятельно определять размер выплат и за копеечную пеню по полгода ее придерживать. Но нужно, чтобы компании понимали и другую сторону медали. Такими изменениями, законодатель сделал страховщикам медвежью услугу, так как действия компании, уже в законодательном поле, могут подорвать и так, сомнительную репутацию страхового рынка в Украине.

 

Но мы продолжим описывать новую редакцию Закона. Также изменяются взаимоотношения страховых компаний с Моторно (транспортным) страховым бюром Украины. Напомним, что МТСБУ это не прибыльное объединение страховщиков с целью осуществления обязательного страхования. После вступления в силу новой редакции закона мелким компаниям выйти на рынок ОСАГО станет труднее, в том числе и вследствие увеличения размера соответствующих взносов. Конечно, данные положение, очень выгодно, крупным, системообразующим, компаниям, которые могут получить и поделить весь рынок. С одной стороны это хорошо, уменьшиться количество неблагонадежных компаний, которые насобиравши денег по автогражданке просто не платят (имя не видим смысла писать и так все знают, в том, числе и недавнее, банкротство), с другой стороны все мы также знаем, что такое монополия по-украински и к чему она может привести.

 

Мы указали не все изменения. На все, к сожалению места, в заметке не хватит. От себя добавим, что изменения в закон созрели давно. Но, только не все те, что были внесены. Интересно, когда же начнут спрашивать автолюбителей. Законодателю и страховщикам уже давно пора понять, что удовлетворяя интересы страхователей, они бы подняли б свою репутацию, и соответственно и свой бизнес (удовлетворенные клиенты будут больше покупать страховок по всем видам). Но наверное бизнес-ментальность пока еще не та. Также, огорчило отсутствия обещанной ранее прямой выплаты (когда потерпевшему платит его же страховая). Будем ждать дальше.

 

Источник: Страховой юрист