Мой страховой агент





Как страховщики будут спасать рынок КАСКО от кризиса

11.03.2013


Cтраховые компании обеспокоены снижением продаж полисов КАСКО. Их, по данным Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ), в 2012 году было продано почти в 3 раза меньше, чем в докризисном 2008-м.

 

 

 

 

Как пишет "Инвестгазета", тренд усилится и в текущем году. Главными причинами являются уменьшение продаж новых автомобилей и падение объемов автокредитования. Банки и автодилеры больше не являются главными источниками пополнения клиентов страховщиков, а значит, продавцам КАСКО необходимо менять модель продаж.

 

Банки не помогут


На начало 2008 года доля залоговых авто в портфелях КАСКО страховщиков составляла около 50%. У аффилированных с банками структур данная цифра нередко доходила до 80-90%. За пять лет эти объемы упали в два раза. «Банки сейчас заняли выжидательную позицию, поэтому рост объемов автокредитования вряд ли ожидается в ближайшем будущем», — отмечает председатель правления компании «Гарант-Авто» Наталья Шарвадзе. Ожидается, что до конца этого года доля банкострахования на рынке КАСКО уменьшится еще на 15-20% по сравнению с 2012-м. Тенденция, по мнению начальника отдела андеррайтинга «Украинской страховой группы» Евгения Леонова, может измениться только в том случае, если украинская экономика будет расти более высокими темпами и увеличится платежеспособный спрос. Но пока шансы на развитие такого сценария довольны низкие.

 

Круг сужается

 

Прогнозы относительно спроса на новые полисы КАСКО в этом году достаточно сдержанные. Заместитель председателя совета ЛСОУ Александр Залетов отмечает: если в 2008 году было заключено около 950 тыс. договоров КАСКО и застрахован парк в размере более чем 2 млн. авто, то в 2012-м таких договоров было заключено всего лишь 330 тыс., а застраховано чуть более миллиона авто.

 

К концу текущего года страховщики прогнозируют уменьшение количества договоров автострахования до 280-300 тыс., произойдет и дальнейшее сокращение парка застрахованных автомобилей. «Борьба за новых клиентов, как и за удержание старых, в этом году становится более интенсивной», — отмечает директор по направлению продукт-менеджмент СК «Альфа Стра- хование» Ася Трубицкая. Выход из этой ситуации компании видят в новых каналах продаж, целевых сегментах и свободных нишах.

 

Старое по-новому

 

Результатом таких поисков стала новая тенденция на рынке КАСКО — страхование автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет. «До недавнего времени компании не спешили страховать авто возрастом от шести-семи лет, поскольку в наших климатических условиях такие машины имеют высокую степень износа — вплоть до коррозионных процессов», — объясняет директор департамента управления продуктами PZU Людмила Ясинская. Страховщики отмечают повышение спроса на полисы КАСКО для подержанных машин. Если раньше доля таких авто составляла около 10% в общем портфеле КАСКО, то в этом году она может вырасти до 20%.

 

Для привлечения парка автомоби- лей, бывших в употреблении, неко- торые компании готовы страховать машины с опцией «без учета износа» на детали, подлежащие замене при ДТП. Но, как правило, за каждый год эксплуатации авто такая опция дает 7-8% надбавки к базовому тарифу КАСКО. Это делается потому, что автомобиль из года в год теряет в стоимости, а компания несет ответственность по восстановительному ремонту в той же степени, что и по новому авто. Но страховщики уже столкнулись с проблемой: если допустить рост доли полисов КАСКО для машин старше шести-семи лет с опцией «без износа», то придется обязательно применять существенную надбавку к тарифу. А это может удорожить КАСКО, хотя в денежном эквиваленте такая страховка обойдется водителю дешевле, поскольку цена на автомобиль постоянно падает.

 

Усечь и разделить

 

Чтобы не отпугнуть клиентов, многие СК пытаются «визуально» снизить тарифы: в условиях появляются скрытые или явные ограничения, повышаются франшизы. «Это может быть страхование какого-то ограниченного перечня рисков с ограниченными лимитами либо с какими-то ограничениями в части ремонта (неоригинальные запчасти, неавторизированные СТО)», — объясняет зампредправления СК «АХА Страхование» Максим Межебицкий. По его словам, усеченное КАСКО существует и успешно продается в Европе.

 

В Украине с аналогичными предложениями уже вышли «Инго-Украина», «Универсальная», «Наста», «Аксор». Еще как минимум десяток страховых компаний предложат такой продукт в этом году. Другой вопрос — насколько это эффективный вид защиты. «Мы считаем, что такой вид не приносит реальной защиты автомобилю, так как «работает» только при угоне и тотальном повреждении, а последнее еще надо доказать», — отмечает руководитель одной из страховых компаний. Не исключено, что страховщики играют против себя — снижая тарифы и уменьшая защиту авто, они в итоге могут столкнуться с нежеланием клиентов и вовсе покупать сраховку.

 

«Половинки» и «четвертинки»

 

Еще одна тенденция нынешнего года, направленная на снижение стоимости полисов КАСКО — рост продаж «коротких» полисов (на три-четыре месяца) и страховок с частичной оплатой премии. Ранее объемы продаж таких полисов КАСКО в портфелях страховщиков составляли 1-5%, в этом году их доля может вырасти до 15%.

 

«Краткосрочные полисы особенно актуальны в зимний период. Сложные погодные условия, неоперативная работа коммунальных служб и, конечно, состояние дорог создают все предпосылки для страхования», — уверена Людмила Ясинская. Тем более что краткосрочный полис по сравнению с годовым договором обойдется дешевле на 50-60%. Столько же будут стоить и страховки-половинки, при которых водитель платит 50% премии за КАСКО, а вторую часть доплачивает только в случае ДТП. «Это достаточно привлекательный для клиента маркетинговый ход. Но довольно рискованный для страховщика, поскольку с актуарной точки зрения обосновать тариф по такому продукту невозможно», — отмечает Максим Межебицкий. По его мнению, «половинки» КАСКО пока не имеют широкого распространения на рынке, поэтому будут в этом году тестироваться в виде пилотных проектов отдельных компаний.

 

Автор: Татьяна Павлюченко