Страховщики опять жалуются на неуемный аппетит банкиров

Размеры комиссий, которые страховщики платят за "поставку" клиентов, иногда достигают 95%, утверждают страховщики. В среднем по рынку этот показатель колеблется в пределах 45-65% в зависимости от вида полиса. Банкиры эти обвинения отрицают.

Как пишет портал «ДЕЛО», "банки требуют более высокого комиссионного вознаграждения, чем другие посредники (агенты и брокеры)", — говорит заместитель председателя совета ЛСОУ Александр Залетов. По его словам, комиссионные вознаграждения по КАСКО доходят до 45%, по ипотеке — до 65%, а больше всего комиссионных приходится платить по потребительским кредитам — до 92%. "Таким образом банки стремятся осуществить одновременно две ключевые задачи: заработать на сотрудничестве со страховщиками и не допустить реализации кредитных и репутационных рисков", — утверждает специалист.

Ипотека под 40%

Однако, как убеждают специалисты, такие значения следует отнести к разряду экстремальных. "Стандартные комиссионные вознаграждения по КАСКО — 15-20%, по ОСАГО — 15%, по имуществу — от 20 до 40%", — перечисляет Андрей Ивчатов, директор департамента партнерских продаж страховой компании "Провидна". Однако подтверждает, что отклонения от среднерыночных значений не единичны. "У нас постоянно возникают ситуации, когда наша компания отказывается сотрудничать с банком, — поясняет Ивчатов. — Компания не может поддержать комиссионные вознаграждения на уровне 50% и выше. В основном это касается ипотеки".

В сегменте ипотечного страхования больше всего нареканий со стороны операторов рынка было в сторону Укрсоцбанка. По их словам, именно от сотрудничества с этим банком многие страховщики отказались в прошлом году из-за комиссии по страхованию ипотеки, достигавшей 65%.

Однако представители банка такую информацию отрицают. "Все партнеры в равных условиях, и размер комиссии банка находится на уровне рыночных показателей, — подчеркивает Ольга Шостак, начальник управления состоятельных клиентов Укрсоцбанка. — Комиссия по страхованию залоговой ипотеки составляет 40%". Также она сообщила, что на данный момент в банке аккредитованы 30 страховых компаний, среди которых крупнейшие представители рынка.

92% комиссии за кофеварку

Что касается потребительских кредитов, то высокий размер комиссионных вознаграждений делает продукт убыточным. "Зачастую при таком размере комиссии страховой полис просто не выдают на руки, — отмечает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. — Так чаще всего происходит в гипермаркетах электроники, когда клиент платит за страховку. Потом ему предлагают самостоятельно забрать полис в отделении страховой компании, предъявив чек и купленный товар, чего практически никто не делает". Таким образом, оплатив услугу, клиент остается с гипотетическим страховым покрытием купленного товара.

Подобные действия инкриминируют банкам "Дельта" и "Русский стандарт". В банке "Русский стандарт" такую информацию отрицают. "Договор страхования оформляется вместе с кредитным договором банка в пунктах продаж банковских продуктов и услуг по всей Украине (торговые точки в супермаркетах бытовой техники и электроники)", — говорит Игорь Дорошенко, председатель правления банка "Русский стандарт". Однако размер комиссии он предпочел не раскрывать.

Бесценное страхование жизни

Страхование жизни страховщики относят к категории максимально высоких комиссионных вознаграждений. "В этом сегменте банки требуют до 95% стоимости полиса", — констатирует Вячеслав Черняховский. Регламентированный размер комиссии в Укрсоцбанке по страхованию жизни — 30%. Однако сами страховые компании в этом вопросе предпочитают не давать конкретных цифр. "Рамок, в которых находится размер комиссии, нет на рынке банкострахования. На нашем личном примере мы давно определились, что действительно взаимовыгодное сотрудничество получается только при индивидуальном рассмотрении конкретного случая", — объясняет начальник департамента альтернативных продаж "Ренессанс Жизнь" Татьяна Андрухович.

Такие условия сотрудничества предлагают далеко не все банки. "Эти правила не относятся к аффилированным страховщикам, которые являются частью одной группы с банком", — говорит Татьяна Андрухович. Наиболее крупные представители такого союза — это Альфа-Банк и "Альфа-Страхование", ПУМБ и "Аска", Приватбанк и "Ингосстрах". Эксперты отмечают плотное сотрудничество Укрсиббанка с компаниями Cardiff и АХА, а также банка "Аваль" со страховой группой Uniqa. Сами компании такую информацию не комментируют.

Страховщики тоже считают, что банки вправе устанавливать высокую комиссию. "Банк берет на себя некоторые процессы обслуживания клиентов по страхованию: продажу, администрирование и логистику", — поясняет Александр Мельничук, менеджер по коммуникациям СГ "PZU Украина". В то же время операторы рынка стараются установить разумные границы уровня комиссий. "Размер платежа, который остается в страховой компании, должен быть не меньше комиссии, и посредник (в данном случае банк), который не несет на себе никаких рисков, не должен зарабатывать больше, чем сама страховая компания", — считает Андрей Ивчатов из СК "Провидна".

Эксперты также предупреждают, что страховые компании, которые все-таки решили сотрудничать с банками, выплачивая завышенную комиссию, могут столкнуться с проблемами уже в самое ближайшее время. "В 2012 году прогнозируется рост показателей убыточности страховых компаний, которые сильно увлеклись конкуренцией по комиссиям", — прогнозирует Александр Залетов.