Юрий Гришан: Страховые компании начнут сворачивать нерентабельный бизнес уже в марте

Юрий Гришан: Страховые компании начнут сворачивать нерентабельный бизнес уже в марте

Президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины о выплатах за компании-банкроты, страховом мошенничестве и законодательных изменениях на рынке автогражданки в 2016 году

"ДС" В 2016 году Нацфинуслуг может быть ликвидирован, а страховой рынок перейдет под опеку НБУ (соответствующие законопроекты №2413а и 2414а зарегистрированы в Верховной Раде). Как много страховых компаний после этого, по вашим оценкам, могут потерять лицензии и покинуть ряды Моторного бюро?

Ю.Г. В отношении этой законодательной инициативы нет единого мнения - в парламент она была подана без одобрения комитета по финансам. Страховой рынок не готов к тем методам регулирования, которые применяет Нацбанк, к переходу на ежедневную или ежемесячную отчетность.

Процесс очищения банковской системы показал, что, несмотря на бдительный надзор НБУ, на рынке оказалось множество неплатежеспособных финучреждений, которые пришлось выводить с рынка. Не исключаю, что такая же история будет и в страховании. Но дело не только в смене регулятора. В ближайшее время должно быть принято положение о диверсификации активов страховщиков, которое, предположительно, вступит в силу с 31 декабря 2015 года. И если уже к 30 марта 2016 года компании обяжут привести свои активы в соответствие с новыми нормами, многие из них могут потерять лицензию. Думаю, в этом случае около 25 страховщиков - членов МТСБУ будут вынуждены очень серьезно говорить со своими акционерами о формировании дополнительных активов, чтобы остаться на рынке. И собственникам СК придется определяться - вливать в компании капитал на ежеквартальной основе или сворачивать работу. Решение будет непростым, учитывая, что страховой бизнес, по нашим данным, рентабелен лишь для 40% компаний.

"ДС" В Фонде защиты потерпевших аккумулировано 605 млн грн. Хватит ли этих денег, если компании начнут массово уходить с рынка?

Ю.Г.  Массового ухода компаний по причине банкротства, я уверен, не будет. У ряда страховщиков существуют кассовые разрывы, но большинство работает стабильно. Однако из-за нерентабельности бизнеса после ужесточения финансовых требований акционеры могут принять решение о добровольном выходе с рынка.

Но даже если количество неплатежеспособных компаний резко увеличится, фонды справятся с дополнительной нагрузкой. Особенно если нам удастся вернуть те 257 млн грн., которые размещались в Брокбизнесбанке. Хотя, скорее всего, с этими средствами придется попрощаться. В соответствии с нормами закона о банкротстве они попадают только в седьмую очередь выплат из Фонда гарантирования вкладов. Как показывает практика, средств, вырученных от продажи активов неплатежеспособных банков, в большинстве случаев не хватает даже на то, чтоб рассчитаться с кредиторами первой-третьей очереди.

"ДС" Какова сейчас задолженность компаний-банкротов перед потерпевшими, которую должно погасить МТСБУ?

Ю.Г. Примерно 200 млн грн. (включая обязательства СК, у которых были отозваны лицензии). Это около трети средств, накопившихся в фонде. Сейчас в стадии банкротства находятся девять страховщиков. Сумма выплат по их обязательствам - около 25 млн грн. Кроме того, в этом году со страхового рынка ушли еще две крупные компании - СК "Гарант-Авто" и "Украина". Прогнозный объем их невыполненных обязательств перед потерпевшими - около 90 млн грн. Речь пойдет о выплатах десяткам тысяч пострадавших. В 2015 году Бюро уже начало возвращать долги СК "Авионика" и СК "Лафорт", обанкротившихся в 2012-2013 гг. Выплачено более 2 млн. грн.

"ДС" А что происходит с выплатами по обязательствам компаний, прогоревших еще в 2009-2010 гг. - АСО "Вексель", СГ "Страховые традиции", "Галактика" и др., которые некогда числились в лидерах рынка?

Ю.Г. Процедура банкротства АСО "Вексель" завершена, уже есть ликвидационный баланс. По "Страховым традициям" и "Галактике" процесс находится в завершающей стадии. Мы рассчитываем, что выплаты по их обязательствам, как и долгам Украинской экологической страховой компании, начнутся с начала 2016 года. Суммы выплат будут небольшими. С момента закрытия этих компаний прошло уже несколько лет, многие потерпевшие потеряли надежду получить свои деньги. Чтобы МТСБУ выплатило компенсацию, пострадавшие (кто не попал в список кредиторов) должны предоставить полный пакет документов по их страховому случаю. Вряд ли они сейчас смогут это сделать. Поэтому если по той же СК "Лафорт" мы оцениваем выплаты в 33 млн грн., то по "Авионике" - до 1 млн грн., "Галактике" - 2-3 млн грн.  

"ДС" Рассматривается ли вопрос об индексации таких выплат? Ведь за пять-шесть лет, пока люди ждали компенсации, они просто обесценились...  

 

Ю.Г. Это было бы правильно. Но если выплаты будут индексироваться, финансовая нагрузка ляжет на часть добросовестных страховщиков, которые сейчас являются членами Моторного бюро. Почему они должны отвечать за то, что компании, обанкротившиеся пять-шесть лет назад, не выполнили свои обязательства и долги потерпевшим не выплачивались столько лет? Ведь виной тому были, во-первых, слабый надзор за рынком со стороны регулятора, во-вторых - несовершенство законодательства, которое не позволяет МТСБУ платить потерпевшим до тех пор, пока не будет завершен процесс банкротства СК. Поэтому если вопрос индексации выплат будет когда-либо рассматриваться, то, по моему мнению, часть финансовой ответственности должно взять на себя государство. 


"ДС" Что можно сделать, чтобы ускорить выплаты по компаниям-банкротам?

Ю.Г.  В парламенте зарегистрирован законопроект №3551, согласно которому МТСБУ будет платить не только по обязательствам страховщиков-банкротов, но и компаний, которые выбыли из Моторного бюро, лишены лицензии, или по ним начата процедура банкротства. Этот же законопроект, кстати, предусматривает поэтапное повышение лимитов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев. К 2022 году страховая сумма по имущественному ущербу должна будет вырасти до 8 млн грн, по жизни и здоровью - до 20 млн грн. Но это не значит, что страховки резко подорожают: прямой зависимости между лимитом ответственности и тарифом нет.  

"ДС" 87% жалоб от потерпевших касается затягивания страховщиками сроков выплат. Делает ли бюро что-то, чтобы улучшить платежную дисциплину своих членов?

Ю.Г. Во-первых, мы ограничиваем количество бланков "автогражданки", которые компании получают ежеквартально. Во-вторых, с апреля этого года мы обязали страховщиков, у которых уровень выплат менее 35%, делать дополнительные отчисления в фонды МТСБУ. За семь месяцев сумма таких дополнительных взносов составила 37 млн грн. Компании не теряют право собственности на эти средства, но не имеют права ими распоряжаться до тех пор, пока не приведут свои показатели в норму. Мы добились серьезного прогресса. В апреле дополнительные платежи в фонд перечисляли 38 страховщиков, сейчас - только 15. В этом году 67% дел было урегулировано в срок до 90 дней, как и требует закон. В прошлом году этот показатель составлял всего 35,1%. Средний срок урегулирования страховых событий, заявленных в 2015 году, снизился до 82 дней. Этот показатель еще улучшится, когда будет введено прямое урегулирование - то есть потерпевшие начнут получать выплату не в чужой компании, где застраховал ответственность виновник ДТП, а в своей, где они сами купили полис. В будущем году мы хотим запустить "пилотный проект" прямого урегулирования. Согласие на участие в нем уже дали 17 страховых компаний. 

"ДС" По данным бюро, по итогам девяти месяцев этого года потерялось 104,7 тыс. бланков, или 2% от количества заключенных договоров. Что будет, если эти полисы "всплывут"?

Ю.Г. Среди объективных причин массовой утери бланков - военные действия в Восточных областях страны, а также потери на неконтролируемых территориях, в том числе в Крыму. Среди субъективных - уход с рынка крупных игроков (СК "Гарант-Авто" и СК "Украина"), которые не вернули около 45 тыс. бланков. Из-за этого можно ожидать всплеск мошенничества. Мы знаем, что недобросовестные агенты до сих пор продают, например, полисы СК "Украина", которая уже давно не имеет лицензии. Поэтому заключать договор нужно очень осторожно. Прежде нужно убедиться, что полис находится в центральной базе данных, проверив информацию на сайте МТСБУ. Если договор отсутствует в базе - это не полис, это просто бумажка. Платить по нему никто не будет. Эти полисы исчезнут только с введением электронного полиса и прямого урегулирования. Надеюсь, это произойдет уже в 2016 году.

Автор: Татьяна Очимовская

Источник: http://www.dsnews.ua/